Телефонные линии доверия для детей по всему миру принимают ежегодно около 11.3 миллионов звонков от тех детей и молодежи, которые оказались в кризисной ситуации и нуждаются во вмешательстве, реабилитации, консультировании или просто беседе.
Телефонные линии доверия для детей по всему миру принимают ежегодно около 11.3 миллионов звонков от тех детей и молодежи, которые оказались в кризисной ситуации и нуждаются во вмешательстве, реабилитации, консультировании или просто беседе.
Причины, по которым звонят дети, различные: жестокое обращение, помещение в приют, ВИЧ/СПИД, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, эксплуатация, злоупотребление вредных веществ, суицидальные настроения и т. д. В данном документе определяется важность создания телефонных линий доверия для детей, описываются мероприятия, проводимые международной сетью и предлагаются несколько возможностей сотрудничества при работе с детьми и молодежью.
Телефонная линия доверия для детей и молодежи работает бесплатно 24 часа в сутки и позволяет обратиться за помощью при любой кризисной ситуации. Дети и молодые люди могут поделиться своими мыслями и обсудить волнующие их вопросы. Телефонная линия доверия для детей была создана при осознании того факта, что дети и молодые люди имеют свои права и могут поделиться своими проблемами.
В настоящее время в 71 стране существуют телефоны доверия для детей и молодых людей. Сюда обращаются дети и молодые люди посредством любых средств телекоммуникаций будь то почтовая открытка, радиостанция, телефон или через передачу текстовых сообщений и участие в дискуссиях в конфиденциальных интернет-комнатах. Сотрудники берут активную роль при оказании помощи детям, обеспечивая медицинскую помощь, воссоединяя детей с их семьями, помогая молодым людям, подвергшимся сексуальному насилию, эксплуатации и даже оказывая длительную помощь ВИЧ-инфицированным.
Для усиления и дальнейшего развития телефонных линий доверия для детей и молодых людей, в октябре 2003 года в г. Амстердаме была создана Международная сеть - глобальная сеть телефонов доверия и аутрич услуг. Она была запущена председателем Комитета ООН по правам ребенка. До настоящего времени, Международная сеть работает с 81 телефонной линией доверия для детей в 71 стране. Также она оказывает помощь 13 странам при создании национальных телефонных линий доверия. В марте 2005 года в Нидерландах при участии 96 представителей телефонных линий доверия Международной сетью была проведена Вторая международная консультативная встреча. На данном мероприятии представителям была дана возможность встретиться и обсудить стратегии, модели, методы обучения и многие другие вопросы относительно защиты интересов и прав детей.
Мероприятия, проводимые Международной сетью при работе с детьми
Работа Международной сети направлена на расширение доступа детей и молодежи к услугам телекоммуникации, обсуждение проблем, с которыми они сталкиваются, понимание мира, в котором они живут и уважение их прав. Также работа ведется с целью удовлетворения их потребностей в заботе и защите и обращения от имени детей к лицам, ответственным за принятие решений. Особое внимание уделяется вопросам расширения доступа к телефонным линиям доверия, документирования мнений детей и разработки минимальных стандартов качества работы телефонных линий доверия. Международная сеть работает в данном направлении посредством:
- Создания телефонных линий доверия для детей: Международная сеть в настоящее время тесно сотрудничает с Барбадосом, Бангладешем, Болгарией, Китаем, Индонезией, Ираном, Казахстаном, Кенией, Ливаном, Палестиной, Шри Ланкой, Узбекистаном и Замбией по созданию телефонной линии доверия для детей и молодежи. С момента создания, Колумбия, Египет, Монголия, Нигерия, Панама, Сербия и Монтенегро, Уганда и Вьетнам запустили у себя телефонные линии доверия. Основной целью является запуск телефонов доверия в 100 странах до конца 2006 года.
- Расширения доступа к существующим телефонным линиям доверия для детей: Международная сеть работает с национальными телефонными линиями доверия по расширению и усовершенствованию оказываемых ими услуг. Посредством обмена опытом между существующими и начинающими свою деятельность телефонными линиями Международная сеть укрепила сотрудничество с Панамой, Египтом, Монголией и Вьетнамом, Кенией и Угандой в процессе усовершенствования выполняемой ими работы.
- Анализа мнений молодых людей: Международная сеть разработала общий справочник всех телефонных линий доверия, работающих с детьми по всему миру, который называется: «Установление отношений с детьми». В нем указаны контактные данные, проводится анализ поступающих звонков, описываются инновационные стратегии, используемые сотрудниками телефонных линий доверия. Международная сеть занимается разработкой базы данных звонков, принятых по всему миру и обеспечением ведения единой документации в работе.
- Оказания помощи в процессе обмена опытом между телефонными линиями: международная сеть организовывает консультативные совещания на национальном, региональном и международном уровнях, посвященные отдельным темам, общей целью которых является усиление потенциала сотрудников телефонных линий доверия для оказания более эффективной помощи детям и молодежи. Также были организованы учебные туры сотрудников офиса Бразилии в Аргентину и Италию, Болгарии в Словакию, Филиппин в Пакистан и Тайланд, Чехии в Великобританию. Семинар, посвященный цунами, был проведен в Индии и в нем приняли участие Индонезия, Шри Ланка и Тайланд.
- Инициирования процесса следования принципам, стандартам и практическим методам работы: разработать стандарты качества с тем, чтобы телефонные линии доверия смогли оказать более эффективную помощь детям и молодежи.
- Развития и усиления сотрудничества: Международная сеть работает в сотрудничестве с МТС, ЮНИСЕФ, КПР, основными донорскими, национальными и международными организациями в целях защиты прав и интересов ребенка.
Каковы достижения Международной сети с момента ее создания в сентябре 2003 года?
Расширение сети: в 2003 году, в Международную сеть входило 54 страны. С тех пор число стран возросло и на данный момент составляет 71 страну с общим количеством телефонных линий – 81. Представители данных линий встречались в 2004 и 2005 году как на региональном, так и на международном уровне с целью обсуждения вопросов улучшения положения детей на национальном, региональном и международном уровнях. В 2004 году Международная сеть работала в тесном сотрудничестве с правительствами, НПО и другими ключевыми партнерами Бразилии, Колумбии, Египта, Монголии, Нигерии, Панамы, Сербии и Монтенегро, Уганды и Вьетнама для создания в этих странах телефонных линий доверия для детей и молодежи.
Расширение: международная сеть также работает по расширению телефонных линий доверия регионального уровня. Вскоре Албания, Пакистан и Тайланд будут работать в национальном масштабе, отвечая потребностям большого количества детей, нуждающихся в заботе и защите. Филиппины уже работают на национальном уровне.
Комитет ООН по правам ребенка: Международная сеть тесно сотрудничает с КПР, дополняя страновые отчеты своими данными. КПР уделяет пристальное внимание рекоммендациям, выносимым Правительствам стран-участниц Международной сети телефонными линиями доверия.
ЮНИСЕФ: создание и расширение телефонных линий доверия для детей должно быть включено в Основной план операций ЮНИСЕФ в качестве приоритетного направления работы
Исследование ООН по вопросам насилия в отношении детей: международная сеть предоставляет данные, полученные от телефонных линий доверия по всему миру. Эти данные позволяют проводить обзор проблем, с которыми сталкиваются дети по всему миру.
Европейский союз: в 2005 году представители Международной сети встретились с г-жой Лисси Гронер, которая работает с Международной сетью в сфере защиты прав и интересов детей. Первый шаг был инициирован в сентябре 2005 года в Европейском Парламенте презентацией Декларации по вопросу признания и финансовой поддержки телефонных линий доверия для детей в Европе.
Сектор телекоммуникаций: Международная сеть работает в сфере укрепления сотрудничества с МТС (Международным телекоммуникационным союзом). Вопросы защиты прав и интересов детей были включены в Декларацию принципов.
[Документ № WSIS03/PC-3/2-E от 18.07.2003]:
[14. Участие, усиление потенциала и вовлечение в жизнь общества являются неотъемлемыми составляющими современного информационного общества. Особое внимание должно быть уделено маргинальным и уязвимым слоям населения, включая мигрантов, беженцев, безработных, малообеспеченных, нуждающихся в особых мерах защиты, представителей меньшинств, людей, живущих в отдаленных сельских регионах.]