Необычная школа для слепых и слабовидящих детей много лет работает в Караганде. Школьники здесь не только учатся, но и живут, а также познают мир во всем его многообразии. Здесь учат быть готовым к любым трудностям, чтобы найти свое место в жизни.
Необычная школа для слепых и слабовидящих детей много лет работает в Караганде. Школьники здесь не только учатся, но и живут, а также познают мир во всем его многообразии. Здесь учат быть готовым к любым трудностям, чтобы найти свое место в жизни.
После ремонта, сделанного благодаря спонсорам, практически во всех классах новенькие парты, красивые занавески, здесь стало уютнее и светлее. В специальном классе социального ориентирования, где ребят учат тому, как справляться с домашним хозяйством, тоже перемены. Для человека, который не видит, важна каждая мелочь, например, уметь обращаться с бытовой техникой, наощупь отличить стандартную банку с жидкостью для мытья посуды от емкости с жидкостью для мытья сантехники. В кабинете все новенькое — от стиральной машины до электрического чайника. Дети с удовольствием осваивают бытовую технику: уже издали чувствуется запах свежей домашней выпечки.
Из-за деревянных кроватей преобразились и спальни. Здесь ребята отдыхают в свободное от учебы время. Изменилась не только обстановка — некоторые ребята перенесли операции и выздоравливают, кто-то готовится к поступлению в институт. Те, что постарше, больше следят за маленькими — развлекают их, подбадривают, заботятся о тех, кто видит совсем плохо или не видит совсем, а те, что помладше, ведут себя раскованнее, узнают знакомые лица, задают вопросы и просят приезжать почаще.
Областная специальная школа-интернат №1 для детей с нарушением зрения — одна из ведущих в республике. Не так давно она стала обладателем Гран-при республиканского конкурса «Лучший интернат-2005», учреждённого Министерством образования и науки РК. Руководит школой почётный работник образования РК — Мурат Оразбеков. Он знает о своих подопечных буквально все, всегда старается решить их проблемы, связанные с выходом за стены учебного заведения.
— На сегодняшний день в нашей школе обучаются около 150 детей, — рассказывает Мурат Максимович. — Из них инвалидность имеют 136 детей. Незрячих детей — 36. В нашем заведении дети живут в комфортных условиях, но характерное для инвалида качество — иждивенчество — мы не приветствуем и ни в коем разе не прививаем нашим детям. Вся работа по адаптации к окружающему миру с ними проводится с 1 класса. Мы воспитываем детей так, чтобы они не испытывали комплексов, вели себя не зажато. При поступлении в колледжи ребята делятся впечатлениями, что некоторые из них «на голову выше» здоровых детей. Педагоги интересуются, в какой школе они учились. Наши ребята поступают на педагогические, юридические, экономические факультеты вузов. Одним из успешных я бы хотел отметить выпуск 2009 года. Все 19 выпускников поступили в колледжи, из них 7 учащихся — на гранты.
Лучшие из лучших
— Наши ребята ведут в интернате активный образ жизни. Они не сидят без дела, а, напротив, участвуют во всевозможных областных, республиканских, международных фестивалях, конкурсах, соревнованиях, — продолжает разговор Мурат Оразбеков. — Так, в июне текущего года наши ученики Анарбаев Максат и Шайхин Нурсултан стали обладателями Гран-при республиканского конкурса художественной самодеятельности «Жулдызай» в Астане. А в сентябре команда пловцов Буженко Егор и Рожно Александр привезли с I Азиатских игр в Токио три золотые и три серебряные медали. В школе также работают кружки рисования и лепки, танцевальный, информатики, шахматно-шашечная секция, секция спортивных игр. Проводится индивидуальное обучение игре на фортепиано, баяне, гитаре. С большим энтузиазмом ребята участвуют в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, праздников, викторин, конкурсов.
Атмосфера любви
На формирование личности слепого и слабовидящего ребёнка огромное влияние оказывает атмосфера, которая его окружает, мир предметов и человеческих отношений. Поэтому в школе постоянно уделяется внимание оборудованию и оформлению школьных интерьеров, улучшению материальной базы. Только в 2009 году, наряду с бюджетным финансированием, на эти цели было привлечено спонсорских средств на сумму 3,5 млн. тенге. Слепые и слабовидящие дети обучаются в идеальных условиях — так считают родители воспитанников школы-интерната. Но самое главное — в школе царит дух сотрудничества, заботы, тепла и уважения для всех, кого эта школа объединяет.
Перед отъездом мы в очередной раз рассматривали полки с поделками, которые мастерят дети, и удивлялись тому, насколько они талантливы — и плетут, и вяжут, и выполняют сложные работы по дереву, и лепят, и выжигают, и рисуют. Сложно себе представить, что такие вещи могут делать ребята, которые ничего не видят. Талант, который приобретают дети, рождается не на пустом месте, а благодаря стараниям педагогов, которые выводят их в мастера.
Светлана МОГАЙ
Газета «Авиатрек регион» от 27 октября 2009г.