Rus 

Авторизация

 
 

Модуль поиска не установлен.

 

Облако тегов

Оставайтесь с нами в социальных сетях:

Данный веб-сайт был создан в 2006 году при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РК и Европейской Комиссии в РК в рамках проекта «Создание системы Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане»

Изложенные в настоящем веб-сайте мнения отражают точку зрения их авторов и совсем не обязательно политику или взгляды ЮНИСЕФ или Европейской Комиссии. При цитировании и ином использовании статистических данных и материалов, помещенных на веб-сайте, ссылка обязательна

   
 
 
 
   

Конституция Республики Казахстан. Раздел IV

Парламент

Статья 49 
     1. Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. 
     2. Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва. 
     3. Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. 
     4. Организация и деятельность Парламента, правовое положение его депутатов определяются конституционным законом. <*>
     Сноска. В статью 49 внесены изменения - Законом РК от 7 октября 1998 г. N 284. См. постановление Конституционного Совета РК от 14 июля 1999 г. N 13/2. 
     Статья 50 
     1. Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. 
     2. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срок полномочий Сената. 
     3. Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. 
     4. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат. 
     5. Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет. <*>
     Сноска. В статью 50 внесены изменения - Законом РК от 7 октября 1998 г. N 284. См. постановление Конституционного Совета РК от 15 марта 1999 г. N 1/2; от 11 февраля 2003 г. N 1 ; от 12 февраля 2004 г. N 1 . 
     Статья 51 
     1. Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. 
     2. Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий. 
     3. Внеочередные выборы депутатов Парламента проводятся в течение двух месяцев с момента досрочного прекращения полномочий депутатов Парламента. 
     4. Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет. 
     5. Избранным считается кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей или выборщиков, принявших участие в голосовании по одномандатному территориальному избирательному округу, на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей или выборщиков, принявших участие в голосовании. К распределению депутатских мандатов по итогам выборов в Мажилис на основе партийных списков допускаются политические партии, набравшие не менее семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы в Сенат считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов выборщиков. Порядок выборов депутатов Парламента Республики определяется конституционным законом. 
     6. Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана. <*> 
     Сноска. В статью 51 внесены изменения - Законом РК от 7 октября 1998 г. N 284. См. постановление Конституционного Совета РК от 18 марта 1999 г. N 5/2; от 29 ноября 1999 г. N 24/2; от 11 февраля 2003 г. N 1 .
     Статья 52 
     1. Депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом. 
     2. Депутаты Парламента обязаны принимать участие в его работе. Голосование в Парламенте осуществляется депутатом только лично. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях Палат и их органов более трех раз как и передача права голоса, влечет за собой применение к депутату установленных законом мер взыскания. 
     3. Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата.
     4. Депутат Парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. 
     5. Полномочия депутата Парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, признания депутата недееспособным, роспуска Парламента и иных предусмотренных Конституцией случаях. Депутат Парламента лишается своего мандата при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении него, его выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан. 
     6. Подготовка вопросов, связанных с применением к депутатам мер взыскания, соблюдением ими требований пункта 3 настоящей статьи, правил депутатской этики, а также прекращением полномочий депутатов и лишением их полномочий и депутатской неприкосновенности, возлагается на Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан. <*> 
     Сноска. В статью 52 внесены изменения - Законом РК от 7 октября 1998 г. N 284; См. постановление Конституционного Совета РК от 17 мая 2001 г. N 7/2; постановление Конституционного Совета РК от 13 декабря 2001 г. N 19/2; от 30 января 2003 г. N 10 ; от 11 февраля 2003 г. N 1 ; от 12 мая 2003 г. N 5 ; от 25 августа 2004 г. N 9 .  
     Статья 53 
     Парламент на совместном заседании Палат: 
     1) по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения; 
     2) утверждает республиканский бюджет и отчеты Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета о его исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет; 
     3) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, Президент в течение семи дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается не принятым или принятым в редакции, предложенной Президентом; 
     4) двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок не превышающий одного года; 
     5) дает согласие на назначение Президентом Премьер-Министра Республики, Председателя Национального Банка Республики; 
     6) заслушивает доклад Премьер-Министра о Программе Правительства и одобряет или отклоняет Программу. Повторное отклонение Программы может быть осуществлено большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат и означает выражение вотума недоверия Правительству. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства; 
     7) большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламента либо в случаях, установленных Конституцией выражает вотум недоверия Правительству;
     8) решает вопросы войны и мира; 
     9) принимает по предложению Президента Республики решение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности; 
     10) проявляет инициативу о назначении республиканского референдума; 
     11) заслушивает ежегодные послания Конституционного Совета Республики о состоянии конституционной законности в Республике; 
     12) образует совместные комиссии Палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комиссий; 
     13) осуществляет иные полномочия, возложенные на Парламент Конституцией. 
     Сноска. См. постановление Конституционного Совета РК от 4 декабря 1998 г. N 13/2; постановление Конституционного Совета РК от 30 июня 1999 г. N 10/2; от 27 сентября 1999 г. N 18/2.
     Статья 54
     Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов в начале в Мажилисе, а затем в Сенате:
     1) принимает законы;
     2) обсуждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении, изменения и дополнения в бюджет, устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы; 
     3) устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Республики Казахстан; 
     4) учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики;
     5) решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи; 
     6) издает акты об амнистии граждан; 
     7) ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики. 
     Сноска. См. постановление Конституционного Совета РК от 30 июня 1999 г. N 10/2; постановление Конституционного Совета РК от 26 декабря 2000 г. N 22/2; постановление Конституционного Совета РК от 13 декабря 2001 г. N 16-17/3.
     Статья 55 
     К исключительному ведению Сената относится: 
     1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги; 
     2) дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики; 
     3) лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики; 
     4) досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики; 
     5) делегирование двух депутатов в состав Высшего Судебного Совета Республики Казахстан; 
     6) рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания Палат. 
     Сноска. См. постановление Конституционного Совета РК от 5 июля 2000г. N 11/2. 
     Статья 56 
     К исключительному ведению Мажилиса относится: 
     1) принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов; 
     2) подготовка предложений по возражениям Президента Республики Казахстан на законы, принятые Парламентом Республики; 
     3) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии Республики; 
     4) объявление очередных выборов Президента Республики; 
     5) делегирование двух депутатов в состав Квалификационной коллегии юстиции; 
     6) выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены. <*>
     Сноска. В статью 56 внесены изменения - Законом РК от 7 октября 1998 г. N 284. 
     Статья 57 
     Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты: 
     1) назначает на пятилетний срок на должность трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; 
     2) делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Конституции; 
     3) избирает половину членов совместных комиссий Палат;
     4) прекращает полномочия депутатов Палат, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности; 
     5) проводит по вопросам своей компетенции Парламентские слушания; 
     6) вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палат заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности и большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства; 
     7) формирует координационные и рабочие органы Палат; 
     8) принимает регламент своей деятельности и иные решения по вопросам, связанным с организацией и внутренним распорядком Палаты. <*>
     Сноска. В статью 57 внесены изменения - Законом РК от 7 октября 1998 г. N 284. 
     Статья 58 
     1. Палаты возглавляют председатели, избираемые Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палат. Кандидатура на должность Председателя Сената выдвигается Президентом Республики Казахстан. Кандидатуры на должность Председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты. 
     2. Председатели Палат могут быть отозваны от должности, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палат.
     3. Председатели Палат Парламента:
     1) созывают заседания Палат и председательствуют на них;
     2) осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Палат;
     3) представляют Палатам кандидатуры к избранию на должности заместителей председателей Палат;
     4) обеспечивают соблюдение регламента в деятельности Палат;
     5) руководят деятельностью координационных органов Палат;
     6) подписывают акты, издаваемые Палатами;
     7) назначают по два члена Конституционного Совета Республики Казахстан;
     8) выполняют другие обязанности, возлагаемые на них Регламентом Парламента.
     4. Председатель Мажилиса:
     1) открывает сессии Парламента;
     2) созывает очередные совместные заседания Палат, председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях Палат. 
     5. По вопросам своей компетенции председатели Палат издают распоряжения. 
     Статья 59 
     1. Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его Палат. 
     2. Первая сессия Парламента созывается Президентом Республики Казахстан не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов. 
     3. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня.
     4. Сессия Парламента открывается Президентом Республики и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередное совместное заседание Палат. На нем могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва. 
     5. Совместные и раздельные заседания Палат проводятся при условии присутствия на них не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из Палат. 
     6. Совместные и раздельные заседания Палат являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания. Президент Республики, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности имеют право присутствовать на любых заседаниях и быть выслушанными. 
     Сноска. См. постановление Конституционного Совета РК от 30 июня 1999 г. N 14/2; постановление Конституционного Совета РК от 14 июля 1999 г. N 13/2. 
     Статья 60 
     1. Палаты образуют постоянные комитеты, число которых не превышает семи в каждой Палате. 
     2. Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. 
     3. Комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления. 
     4. Порядок образования, полномочия и организация деятельности комитетов и комиссий определяются законом. 
     Статья 61 
     1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента Республики Казахстан, Правительству Республики и реализуется исключительно в Мажилисе. 
     2. Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке. 
     3. Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся:
     1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц; 
     2) режима собственности и иных вещных прав;
     3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;
     4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей;
     5) республиканского бюджета;
     6) вопросов судоустройства и судопроизводства;
     7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;
     8) приватизации предприятий и их имущества;
     9) охраны окружающей среды;
     10) административно-территориального устройства Республики;
     11) обеспечения обороны и безопасности государства.
     Все иные отношения регулируются подзаконными актами.
     4. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии. 
     5. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур. 
     6. Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики. 
     7. В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-Министр вправе поставить на совместном заседании Палат Парламента вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее, чем через сорок восемь часов с момента постановки вопроса о доверии. Если предложение о вотуме недоверия не наберет установленного Конституцией необходимого числа голосов, проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год. 
     Сноска. См. постановление Конституционного Совета РК от 12 марта 1999 г. N 3/2; постановление Конституционного Совета РК от 11 ноября 1999 г. N 19/2;  постановление Конституционного Совета РК от 15 июня 2000 г. N 9/2; постановление Конституционного Совета РК от 3 июля 2000 г. 15/2; постановление Конституционного Совета РК от 8 июня 2001 г. N 8/2.
     Статья 62 
     1. Парламент принимает законодательные акты в форме законов Республики Казахстан, постановлений Парламента, постановлений Сената и Мажилиса, имеющих обязательную силу на всей территории Республики. 
     2. Законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики. 
     3. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. 
     4. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. 
     5. Законодательные акты Парламента и его Палат принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией. 
     6. Проведение не менее двух чтений по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию, принятия конституционных законов или внесения в них изменений и дополнений обязательно. 
     7. Законы Республики, постановления Парламента и его Палат не должны противоречить Конституции. Постановления Парламента и его Палат не должны противоречить законам. 
     8. Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики регламентируется специальным законом и регламентами Парламента и его Палат. 
     Сноска. См. постановление Конституционного Совета РК от 3 июля 2000 г. 15/2. 
     Статья 63 
     1. Президент Республики Казахстан может распустить Парламент в случаях: выражения Парламентом вотума недоверия Правительству, двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер-Министра, политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между Палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти. 
     2. Парламент не может быть распущен в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска. 
     Сноска. См. постановление Конституционного Совета РК от 13 мая 2003 г. N 6 . 
     

1

 
 
 
 

Лента новостей


Новые сообщения в темах форума


Опрос для посетителей сайта

другие опросы »


Не найдено рубрик для подписки.

Разработка сайта Style.KZ  
Яндекс.Метрика