Rus 

Авторизация

 
 

Модуль поиска не установлен.

 

Облако тегов

Оставайтесь с нами в социальных сетях:

Данный веб-сайт был создан в 2006 году при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РК и Европейской Комиссии в РК в рамках проекта «Создание системы Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане»

Изложенные в настоящем веб-сайте мнения отражают точку зрения их авторов и совсем не обязательно политику или взгляды ЮНИСЕФ или Европейской Комиссии. При цитировании и ином использовании статистических данных и материалов, помещенных на веб-сайте, ссылка обязательна

   
 
 
 
   
Главная » Форум » Подростки » Образование » Полезен ли метод воспитания Монтессори

Полезен ли метод воспитания Монтессори

Полезен ли метод воспитания Монтессори, В садике Алматы работают по Монтессори А у нас?
 
Дети родственников в Алматы посещают детский сад где воспитывают по Монтессори.Разъясните что это за метод. чем отличается от классического привычного воспитания детей. применяется ли он в нашей области, или нет. со скольки лет? Есть ли какието правила для работы по Монтессори. Можно ли внедрить этот метод дома в домашней обстановке самостоятельно? Как такие дети адаптируютяс в школе? Спасибо.
 
Монтессори-педагогика подразумевает равноправные отношения между взрослыми и детьми. Семье в процессе воспитания ребенка по данной системе отводится главная роль. Если семья принимает позиции системы то ребенок быстро адаптируется к системе Монтессори( детски сад, школа) и чувствует себя комфортно.
Мария Монтессори выделяет критерии ребенка, адаптированного к среде : любовь к порядку и работе, способность к спонтанной концентрации, адаптированность к реальности, любовь к тишине и индивидуальной работе, способность действовать по своему выбору, самодисциплина и послушание, независимость и инициатива, радость как критерий, указывающий на правильно выбранный путь развития ребенка. Поэтому создается специальная Монтессори-среда.Особенностью ее в том, что в процессе развития ребенка реже используются ролевые игры, игры-подражаний и игры-замещений, ведь малыши, как великие имитаторы и подражатели, одинаково "впитывают" и хорошее, и плохое. Основное место в Монтессоре-методе занимают игры-упражения, в ходе которых ребенок взаимодействует один на один с предметами подготовленной среды. Вполне применимы игры по правилам, а также подвижные игры, если из них исключен элемент соревнования и сравнение малышей друг с другом. Есть специальная российская фирма, которая по данной системе изготовляет оборудование для игр-упражнений. Я была в таких кабинетах в Алматы. Там работают по данной системе и в детском доме ребенка «Надежда».
В идеале воспитатель, учитель -Монтессори должен быть компетентным во всех областях знаний - математике и родном языке (желательно знать один или два иностранных языков), в естественных науках, играть на каком-либо музыкальном инструменте, уметь петь и красиво двигаться, быть талантливым артистом и уметь придумывать интересные познавательные игры, страстно любить природу и уметь мастерить. Поэтому помимо основного базового высшего педагогического образования, Монтессори-учитель должен закончить Монтессори-курс.
В отличие от других педагогических систем, которые Вы назвали классическими, в Монтессори-педагогике учитель отступает на второй план, предоставляя ребенку развивать свои способности в согласии со своим внутренним темпом и потребностям. Взаимоотношения строятся по принципу "учитель для ученика". Главная цель правил организаций по Монтессори - защита интересов коллектива и каждого отдельного ребенка. При посещении таких садов, я отметила такие правила: "Хочешь работать вместе - договорись об этом", "Можно наблюдать за работой других, не мешая им", "После работы приводим материал и рабочее место в порядок", "Когда трудно - просят о помощи и благодарят" и т.п. Правила обязательны для всех, в том числе и для взрослых, а это формирует прочную внутреннюю дисциплину, основанную на признании прав другого человека, на уважение к нему и его работе.
Можно ли организовать занятия в домашних условиях самостоятельно?- думаю –не совсем: не так много пособий по данной теме, но есть Интернет, и каждый родитель, воспользовавшись пособиями по Монтессори-методу может организовать в домашних условиях упражнения практической жизни и, возможно, по развитию сенсорной сферы. Но как охватить многие аспекты методики: сенсорный, математический, языковой, естественнонаучный материалы, полный комплект которых крайне дорогостоящ и поэтому не имеет смысла приобретать его для одного или нескольких детей. Также важное значение в методике занимает групповая работа детей (а группа, как известно - это не менее 10 человек). Групповое взаимодействие дает ребенку представление о модели мира, в которой существуют разные люди как по возрасту, так и по темпераменту, и ребенку нужно научиться комфортно существовать в обществе - ведь впоследствии это придется ему делать и в школе, в институте и далее, работая уже самостоятельно. Поэтому навыки, полученные в раннем возрасте, окажут ему в этом неоценимую услугу. Ведь они внимательны, наблюдательны, самостоятельны и более дисциплинированы.
В Карагандинской области, насколько я знаю, в полном объеме данная система не внедрена, применяются лишь некоторые элементы. Но здесь уже должны о системе Монтессори сказать педагоги.
 
Мне очень понравилась статья Аси Штейн на сайте "Раннее развитие детей" . Попробую порассуждать…
Не все принимают педагогическую систему Марии Монтессори. И Муссолини, и Сталин, и Гитлер сразу же издают указы о закрытии Монтессори-школ, начинаются гонения на педагогов-сторонников этой системы. И неудивительно: ведь ключевое слово у величайшего педагога и гуманиста двадцатого века Марии Монтессори это «свобода». Целью всей своей жизни она видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность.
Сначала она в 1900 году возглавляет только что открывшуюся отртофреническую школу — первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, и слабо понимали объяснения учителя, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев, а также были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Так Монтессори начала разрабатывать свои уникальные дидактические пособия.
И эти умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.
После этого Мария Монтессори открывает школу для обычных детей- знаменитый Дом Ребенка( 1907 г)
В этой школе не парт, которые по ее мнению ограничивает не только двигательную активность, но и познавательные способности ребенка, а есть легкие столиками и коврики, которые ребенок может самостоятельно перенести по своему желанию в любой уголок комнаты.
И все же, главное в системе Монтессори — не пособия, не методики. Главное — это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения. Она просто предоставила каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя свою индивидуальную программу обучения, выбирать, чем, когда и как ему заниматься развивающей среде, созданной педагогами.

Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ученик здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок.
Но — свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Поэтому даже двух-трехлетние малыши в Монтессори-садике отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления, что, поиграв, они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься.
В Монтессори-школе нет традиционного деления на классы: в одной группе занимаются дети разного возраста.
В этой удивительной школе дети сами учат друг друга! А что же делает учитель? Он пристально наблюдает за группой и подключается лишь тогда, когда кто-то из детей обращается к нему за помощью или испытывает серьезные затруднения в работе.
Комната, в которой располагается монтессори-класс, разбит на пять зон, в которых сгруппирован тематический материал. В зоне практической жизни ребенок учится обслуживать себя и других. Здесь можно по-настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата, почистить ботинки настоящим гуталином. В зоне сенсорного развития ребенок различать предметы по определенным признакам. Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние. В математической зоне, как нетрудно догадаться, находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и о связи его с символом, научиться выполнять математические операции. В языковой зоне дети учатся чтению и письму. И, наконец, остается зона, которую чаще всего называют «космической». Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.
Все Монтессори-материалы удивительно конкретны и наглядны, они позволяют ребенку не просто принимать на веру слова учителя, а на основании собственного опыта убеждаться, что в сотне десять десятков, а дважды два — и в самом деле четыре, а Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
Огромное внимание Монтессори уделяла обучению детей навыкам самообслуживания, справедливо полагая, что ребенок, умеющий ловко зашнуровать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.
Но есть и минуты в системе:
- Монтессори-педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, практически не уделяет внимание «творческому» правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно.
- у детей, занятых развивающими интеллектуальными играми практически не остается времени для банальных кукол и пряток.. Но ведь без ролевой игры невозможно не только нормальное эмоциональное, но и интеллектуальное развитие ребенка.
- в системе Монтессори отрицается детское художественное творчество, в частности, рисование.
- практически отрицание сказок. А как без сказок?
-система Марии Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не всем детям. Ребенок, склонный к аутизму, может здесь окончательно замкнуться, уйти в себя. Гиперактивный шумный малыш, которому трудно регулировать свое поведение, справляться со своими эмоциями, тоже будет чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая, к тому же, недовольство воспитателей. Вряд ли пойдет на пользу система Монтессори и детям творчески одаренным детям, у которых доминирует правое полушарие: помимо того, что здесь их уникальные способности не будут в должной мере востребованы, способ познания мира, который предлагает Мария Монтессори, им абсолютно чужд.
Да, эта система рассчитана, в первую очередь, на обучение в детском саду и школе, очень многое из опыта Монтессори-педагогики с успехом можно использовать и в домашнем воспитании.
Ответы на многие интересующие вас вопросы можно найти на специализированном сайте - http://www.montessori-center.ru
 
Мария Монтессори - итальянский педагог-врач. Она создала и воплотила в жизнь идею свободного воспитания детей. Ребенок для Марии Монтессори - целостная активная личность с чрез¬вычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Главная задача педагога - создать для детей активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и деталей и каждый элемент должен выполнять определенную функцию. Основными предметами являются легкие столики и мягкие коври¬ки на полу, специальное оборудование из натурального сырья. Мария предо¬ставляла каждому ребенку право самостоятельно выбирать, чем, когда и как заниматься в развивающей среде, созданной педагогами в пяти условно раз¬деленных зонах: математической, языковой, сенсорной, практической и косми¬ческой.
В системе Монтессори нет деления детей по возрасту. В одной группе могут заниматься ребята разных возрастов. Новички, впервые придя в группу, легко усваивают правила поведения, глядя на «старожилов». Старшие дети показывают младшим, как правильно играть в дидактические игры, во всем им помогают. Ребенок сам решает, в какую зону ему пойти, и занимается с теми материалами, которые ему в данный момент интересны, доверяясь своей любознательной природе. Мария предлагала воспитателям наблюдать за тем, с какими пособиями дети занимаются более охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись.Монтессори-педагоги дошкольных учреждений при подготовке к занятиям пользуются специальными программами, рассчитанными на детей разного возраста (например, для групп детей от 1,8 месяца до 3 лет), Сборником упражнений для использования на «круге» и многими другими учебными и дидактическими пособиями. Что означает в данном контексте слово «круг» - спросите вы? Ответим так: «круг» - это особая форма взаимоотношений, которая включает в себя приветствие - «эмоциональное» начало работы, когда дети здороваются друг с другом и педагогом, а также пальчиковые игры и музыкальные минутки, подвижные игры по развитию концентрации внимания и формированию коллектива. На занятиях в «круге» осуществляется «космическое воспитание» (термин Марии Монтессори) - знакомство с окружающим миром, сезонными изменениями, социальной действительностью, формиро¬вание представлений о природе, животном и растительном мире.
Изменено: Наталья - - 27 Августа 2009 16:43
 
Метод Монтесори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора.Здесь нет деления по возрасту: «Новички», придя впервые в группу, легко усваивают правила поведения, глядя на «старожилов». Старшие учат младших, как правильно играть в дидактическое игры, во всем им помогают. Ребенок сам решает, в какую зону ему пойти, и занимается с теми материалами , которые ему в данный момент интересны, доверяясь своей природе и давая возможность действовать заложенным в ней созидательным силам.
Читают тему (гостей: 1)
 
 
 
 

Лента новостей


Новые сообщения в темах форума


Опрос для посетителей сайта

другие опросы »


Не найдено рубрик для подписки.

Разработка сайта Style.KZ  
Яндекс.Метрика