Нашей 5 летней дочери Змазневой Юлечке нужна Ваша помощь!

Rus 

Авторизация

 
 
 
 

Облако тегов

права детей защита детей дети аптека дети-сироты детские сады школа законодательство усыновление семья помощь центры развития стоматология опека дети-инвалиды насилие здоровье психолог гинекология безопасность репетиторство благотворительность детский дом пособие обучение лаборатория омбудсмен УЗИ ДЦП безопасность в доме помощь детям права детский стоматолог терапевт реабилитация правонарушение лечение деньги кардиолог коррекция развитие ребенок мини-центр дерматовенеролог диагностика родители педиатр Астахов массаж уролог благотворительная акция мама воспитание невропатолог ювенальная юстиция телефон доверия материнский капитал дорога физиолечение рождаемость эндокринолог доклад иностранцы ведение беременности дерматолог гастроэнтеролог пульмонология урология окулист ЭКГ детский хирург Дара пластическая хирургия психика квартира отдых дом

Оставайтесь с нами в социальных сетях:

Данный веб-сайт был создан в 2006 году при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РК и Европейской Комиссии в РК в рамках проекта «Создание системы Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане»

Изложенные в настоящем веб-сайте мнения отражают точку зрения их авторов и совсем не обязательно политику или взгляды ЮНИСЕФ или Европейской Комиссии. При цитировании и ином использовании статистических данных и материалов, помещенных на веб-сайте, ссылка обязательна

   
 
 
 
   

Что нам мешает слушать ребенка

В последние два десятилетия психологи проделали очень важную работу: они выделили типы традиционных родительских высказываний — настоящих помех на пути активного слушания ребенка.

В последние два десятилетия психологи проделали очень важную работу: они выделили типы традиционных родительских высказываний — настоящих помех на пути активного слушания ребенка.

Их оказалось целых двенадцать! Давайте же познакомимся с этими типами автоматических ответов родителей, а также с тем, что слышат в них дети.

1. Приказы, команды: "Сейчас же перестань!", "Убери!", "Вынеси ведро!", "Быстро в кровать!", "Чтобы больше я этого не слышал!", "Замолчи!".

В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности "в беде". В ответ дети обычно сопротивляются, "бурчат", обижаются, упрямятся.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: "Если ты не прекратишь плакать, я уйду", "Смотри, как бы не стало хуже", "Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!", "Не придешь вовремя, пеняй на себя".

Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик.

Так, в конце первого разговора мама прибегла к угрозе: "...так и пойдешь, все ребята увидят, какой ты неряха", на что последовали слезы и выпад мальчика в адрес мамы.

Знакомы ли вам такие сцены? Бывает ли так, что в результате вы реагируете еще большим "закручиванием гаек", следующей угрозой, окриком?

Угрозы и предупреждения плохи еще и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда некоторые родители от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным, а порой и жестоким: раскапризничавшегося малыша "оставляют" одного на улице, дверь закрывают на ключ, рука взрослого тянется к ремню..

3. Мораль, нравоучения, проповеди: "Ты обязан вести себя как подобает", "Каждый человек должен трудиться", "Ты должен уважать взрослых".

Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в "сто первый раз". Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое.

Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Если в семье все трудятся, воздерживаются от грубых слов, не лгут, делят домашнюю работу, — будьте уверены, ребенок знает, как надо себя правильно вести.

Если же он нарушает "нормы поведения", то стоит посмотреть, не ведет ли себя кто то в семье так же или похожим образом. Если эта причина отпадает, то, скорее всего, действует другая: ваш ребенок "выходит за рамки" из за своей внутренней неустроенности, эмоционального неблагополучия. В обоих случаях словесные поучения — самый неудачный способ помочь

4. Советы, готовые решения: "А ты возьми и скажи...", "Почему бы тебе не попробовать...", "По-моему, нужно пойти и извиниться", "Я бы на твоем месте дал сдачи".

Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Больше того, считаем своим долгом давать их детям. Часто приводим в пример себя: "Когда я был в твоем возрасте..." Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают "Ты так думаешь, а я по другому", "Тебе легко говорить", "Без тебя знаю!"

Что стоит за такими негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. А дети гораздо чувствительнее нас. Каждый раз, советуя что либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его, наперед все знаем.

Такая позиция родителей — позиция "сверху" — раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, "лекции": "Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки", "Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки", "Сколько раз тебе говорила! Не послушалась — пеняй на себя".

И здесь дети отвечают: "Отстань", "Сколько можно", "Хватит!". В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют "смысловым барьером", или "психологической глухотой".

6. Критика, выговоры, обвинения: "На что это похоже!", "Опять все сделала не так!", "Все из за тебя!", "Зря я на тебя понадеялась", "Вечно ты!..".

Вы, наверное, уже готовы согласиться с тем, что никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем.

В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, что он неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.

Вера некоторых родителей в воспитательное значение критики поистине безмерна. Только этим можно объяснить, что иногда в семьях замечания вперемежку с командами становятся главной формой общения с ребенком.

Давайте проследим, что может слышать ребенок в течение дня: "Вставай", "Сколько можно валяться", "Посмотри, как у тебя заправлена рубашка", "Опять с вечера не собрал портфель", "Не хлопай дверью, малыш спит", "Почему опять не вывел собаку (не покормил кошку)? Сам заводил, сам и следи", "Опять в комнате черт знает что!", "За уроки, конечно, не садился", "Сколько раз говорила, чтобы мыл за собой посуду", "Устала напоминать про хлеб", "Гулять не пойдешь, пока...", "Сколько можно висеть на телефоне", "Ты когда нибудь будешь ложиться спать вовремя?!"

Помножьте эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит. Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще полученных от самых близких людей. Чтобы как то уравновесить этот груз, ему приходится доказывать себе и родителям, что он. чего то стоит. Самый первый и легкий способ (он, кстати, подсказывается родительским стилем) — это подвергнуть критике требования самих родителей.

Что же может спасти положение, если ситуация в семье сложилась именно таким образом?

Первый и главный путь: постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его. Нет ничего более пагубного для ваших отношений, чем такое мнение. Для начала найдите в течение дня несколько положительных поводов сказать ребенку добрые слова. Например: "Спасибо, что ты сходил в сад за малышом", "Хорошо, что ты пришел, когда обещал", "Мне нравится готовить с тобой вместе".

Иногда родители думают, что ребенок и так знает, что его любят, поэтому положительные чувства ему высказывать необязательно. Это совсем не так.

Вот горькое признание одной одиннадцатилетней девочки: "Моя мама меня не любит, я это точно знаю. Я проверяла это много раз. Вот, например, на днях Олег (старший брат) принес ей цветочки, и она ему улыбнулась. Вчера я тоже купила ей цветы, принесла и внимательно наблюдала за ее лицом: она мне не улыбнулась . Так что теперь я точно знаю: Олега она любит, а меня — нет".

Приходит ли нам в голову, что дети так буквально истолковывают наше поведение, слова, выражение лица? Всегда ли мы учитываем, что дети воспринимают мир в черно белых тонах: либо безусловно да, либо безусловно нет?

И еще вопрос: а мы сами хорошо бы выживали в условиях постоянной бомбардировки критикой со стороны нашего самого близкого человека? Не ждали бы мы от него добрых слов, не тосковали бы по ним?

Ю.Б. Гиппенрейтер

Количество показов: 3925
расскажите друзьям об этом - Что нам мешает слушать ребенка
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Скажите, что вы об этом думаете?

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий

 
 
 
 

Помогите детям!

Электронный ящик для сбора пожертвований в пользу тяжелобольных детей

Лента новостей


Новые сообщения в темах форума


 Дайте шанс Оленьке стать полноценным человеком

Опрос для посетителей сайта

Я сталкивался с нарушением моих прав или прав моего ребенка








  

другие опросы »


Не найдено рубрик для подписки.

Разработка сайта Style.KZ  
Яндекс.Метрика