Помогите Асылбеку!

Rus 

Авторизация

 
 
 
 

Облако тегов

права детей защита детей дети аптека дети-сироты детские сады школа законодательство усыновление семья помощь центры развития стоматология опека дети-инвалиды насилие здоровье психолог гинекология безопасность репетиторство благотворительность детский дом пособие обучение лаборатория омбудсмен УЗИ ДЦП безопасность в доме помощь детям права терапевт детский стоматолог реабилитация правонарушение лечение деньги кардиолог мини-центр коррекция развитие ребенок дерматовенеролог диагностика родители педиатр Астахов массаж телефон доверия уролог благотворительная акция мама воспитание невропатолог ювенальная юстиция материнский капитал физиолечение дорога эндокринолог рождаемость иностранцы доклад ведение беременности дерматолог гастроэнтеролог урология пульмонология окулист ЭКГ детский хирург Дара лор-врач безопасность детей алименты психотерапевт пластическая хирургия

Оставайтесь с нами в социальных сетях:

Данный веб-сайт был создан в 2006 году при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РК и Европейской Комиссии в РК в рамках проекта «Создание системы Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане»

Изложенные в настоящем веб-сайте мнения отражают точку зрения их авторов и совсем не обязательно политику или взгляды ЮНИСЕФ или Европейской Комиссии. При цитировании и ином использовании статистических данных и материалов, помещенных на веб-сайте, ссылка обязательна

   
 
 
 
   

Развитие школ доброжелательного отношения к ребенку

Укрепление потенциала школ доброжелательного отношения к ребенку - так определена цель международного семинара, органи¬зованного ЮНИСЕФ в марте 2009 года в Женеве (Швейцария).

Укрепление потенциала школ доброжелательного отношения к ребенку - так определена цель международного семинара, органи¬зованного ЮНИСЕФ в марте 2009 года в Женеве (Швейцария).

В работе семинара приняли участие представители 8 стран: Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Армении, Азербайджана, Турции, Боснии и Герцеговины, Македонии. Казахстанскую сто¬рону представляли Ищанова МЛ., начальник Управления вос¬питательной работы ДСО МОН РК, My какова С.Д., вице-прези¬дент Национальной академии образования им.Ы.Алтынсарина, Демегенова Г.К., заведующая кабинетом содержания образования РИПК СО, МухамеджановаАЛ., докторант Семипалатинского го¬сударственного педагогического института, руководитель регио¬нальной экспериментальной работы ШДОР и Адерихина Т., пред¬ставитель ЮНИСЕФ в Казахстане.



ШДОР является продолжением реализованных ЮНИСЕФ с 2000 года в ряде стран проектов «Активное обучение» (Балканы) и «Глобальное образо¬вание» (Центральная Азия и Казахстан). Как отмечалось на семинаре в Женеве, школы, дружелюб¬ные к детям, впервые появились в 1997 году в Таи¬ланде. Они были задуманы «как способ претворе¬ния в жизнь Конвенции о правах ребенка на уровне учебной деятельности в классах и управлении школой».

Согласитесь, официальная формулировка «Шко¬лы, доброжелательного отношения к ребенку» непривычна слуху, в определенной степени «диссони¬рует» с общепринятыми в советской педагогике положениям. Неужели наша школа не дружелюбна к ребенку? И наша задача - «прощупать» предлагаемый материал, найти рациональное зерно, которое возможно «посеять» на отечественном образова¬тельном поле, чтобы получить ростки в виде успеш¬ных, конкурентоспособных учеников.

Концепция ШДОР реализуется в пилотном виде в 155 странах мира. И теперь ЮНИСЕФ рассматрива¬ет возможность внедрения идей данной концепции в массовую школу. Насколько это необходимо и воз¬можно в масштабах страны? На это вопрос и должен был ответить каждый участник форума, определив свое участие в работе по распространению идей ШДОР.

Итак, попытаемся тезисно определить основные идеи ШДОР, изложенные в распространенном на семинаре Руководстве по школам доброжелательного отношения к ребенку, изданных ЮНИСЕФ в марте 2009 года (www.unicef.org).

Обучение в школе - самый общепринятый в об¬ществе путь подготовки молодого поколения к бу¬дущей жизни. Дети делятся опытом приобретения знаний, развивают свой потенциал и делают свою жизнь богаче и содержательнее. Однако обучение в школе не всегда оказывается позитивным. Негатив¬ные факторы:

• Необогреваемые здания, душные помещения
• Отсутствие школьной мебели
• Голод, жажда, плохое самочувствие
• Страх перед угрозой наказания, унижения, издевательства; запугивание, насилие со стороны учителей и соучеников
• Неквалифицированные учителя
• Отсутствие учебников, тетрадей
• Отсутствие туалетов, водопровода, электри¬чества.

На реализацию права ребенка на посещение и окончание школы влияют такие факторы:

• Отсутствие продовольственной безопасности
• Плохое снабжение водой
• Недоедание
• Заражение паразитами, антисанитарная об¬становка
• Хроническая бедность
• Работа по дому
• Пагубные традиционные верования
• Перенаселенность домашнего жилища
• Тендерная дискриминация
• ВИЧ/СПИД
• Насилие в семье
• Плохой уход за ребенком
• Рост распространенности и опасности стихий¬ных бедствий.

Для достижения связанных с образованием целей в области развития Декларации тысячелетия недостаточно просто охватить школьным образование всех детей. Необходимо также, чтобы все школы работали в целях наилучшего обеспечения интересов доверен¬ных им детей. Это возможно путем создания школ, безопасных для детей и способных защитить их.

Доброжелательные школы

- признают «различность» обстоятельств жизни детей;
-признают «различность» потребностей детей;
- учитывают эмоциональный, интеллектуальный багаж детей;
- компенсируют недостатки, имеющиеся в доме, в социуме;
- дают возможность как минимум достичь уровня знаний и навыков, который установлен програм¬мой обучения;
- помогают детям развивать способность думать и логически рассуждать, воспитывать чувство собственного достоинства и уважение к другим людям.

Отмечу, в выступлениях модераторов семинара был сформулирован ряд позиций, которые были приняты большинством участников форума, в том числе

1. Качество образования - не только педагоги¬ческие результаты; оно должно определяться и уров¬нем подготовки выпускников школы ко взрослой жизни, сформированными жизненными навыками, компетенциями. Доброжелательность - базовая характеристика системы образования будущего.

2. Мир активно меняется. Насколько адекватно меняются национальные стандарты школьного образования? Способны ли они подготовить выпуск¬ника к жизни в конкурентном мире? Возврат к старому, неспособность оценить реальность, меняться - опасные явления, не способствующие выстраиванию перспективы развития системы.

3. Концепция ШДОР - не догма для стран, а си¬стема объективных подходов к организации современного образования с учетом ценностей, возмож¬ностей той или иной страны и др. Сложность внедрения концепции ШДОР в той или иной стране обусловлена социально-экономическими, политическими, культурными и др. особенностями.

Комиссия Европейского Союза готова поддер¬жать страны, определившиеся в стратегии внедре¬ния ШДОР в систему школьного образования. Так, по словам представителя ЮНИСЕФ в Евросоюзе Лилы Питере, на 2009-2013 годы на эти цели зап¬ланировано выделение 72 млрд.долларов.

Казахстан: настоящее и перспективы

Действия Казахстана по реализации основных идей Концепции ШДОР отражены в Программе сотрудничества Правительства Республики Казахстан и ЮНИСЕФ на 2005-2009 годы. Первоначально идея школ доброжелательного отношения к ребен¬ку была сформулирована в Основном плане опера¬ций (2000-2004 гг.), нацеленном на

• поддержание перехода к ориентированной на ребенка образовательной среде, которая отвечала бы потребностям самого ребенка;
• создание условий для сотрудничества школы, семьи и общественности;
• укрепление школьного управления через де¬централизованный, созданный в местном сообще¬стве подход;
• разработку системы мониторинга случаев не¬посещения Щколы.

В период 2002-2005 годов в Казахстане разви¬вался проект ЮНИСЕФ «Глобальное образова¬ние». В рамках проекта основной упор делался на внедрении интерактивных технологий в образова¬тельный процесс школ. В рамках проекта «Гло¬бальное образование» были организованы экспери¬ментальные площадки в ряде регионов Казахста¬на, в том числе в городах Астана и Алматы, в Шымкентской и Восточно-Казахстанской областях.

Активное участие в реализации проекта «Глобаль¬ное образование» принимала Казахская академия образования им. Ы. Алтынсарина.
В настоящее время в Восточно-Казахстанской об¬ласти на базе 7 школ экспериментально апробиру¬ются основные позиций концепции ШДОР. Казах¬станским представительством ЮНИСЕФ подготов¬лено издание «Разработка индикаторов для оценки школ доброжелательного отношения к ребенку» как промежуточное обобщение экспериментальных дан¬ных (2007).

Очевидно, что Казахстан, претендующий войти в число ведущих стран мира, должен с вниманием.отне-стись к выполнению взятых международных обяза¬тельств, в том числе - Конвенции о правах детей. С учетом сказанного, думается, на ближайшую перспек¬тиву можно спрогнозировать следующую систему воз¬можных действий для организаторов системы образо¬вания Казахстана, для тех, кто определяет образова¬тельную политику, содержание осуществляемых ре¬форм в контексте внедрения концепции ШДОР:

1. Сформулировать ценности, с учетом которых выстроена модель ШДОР.
2. Структурировать ключевые принципы кон¬цепции ШДОР.
3. Выявить основные характеристики ШДОР применительно к разным контекстам и обстоятель¬ствам.
4. Выявить потенциал ШДОР, способствующий повышению качества образования с учетом отече¬ственных реалий.
5. Изучить подходы концепции ШДОР в вопро¬сах проектирования, строительства и содержания школ как безопасной и гостеприимной среды, руководства школой, проведения занятий с детьми и др.

В ходе работы на пленарных заседаниях, в сек¬циях семинара в Женеве казахстанской группой был выработан проект Плана действий по масштабированию ШДОР в Казахстане.

Участники казахстанской делегации установи¬ли контакты с работниками Министерств образова¬ния Азербайджана, Армении, Узбекистана, Молдо¬вы с целью обмена в перспективе информацией по разработке в этих странах Куррикулумов, стандартов содержания работ по переходу на 12-летнеё образование.

Как было отмечено выше, ЮНИСЕФ осознает необходимость перехода от пилотного этапа к систем¬ному внедрению концепции ШДОР с целью вывода мероприятий по развитию школ на новый уровень. ЮНИСЕФ в Казахстане очень заинтересован в поддержке государственными структурами реализации концепции ШДОР (МОН„НАО). ЮНИСЕФ готов оказать нам информационную, экспертную поддер¬жку при разработке содержания образования, опре¬деления идей обновления казахстанской школы.

Думается, профессиональное сообщество с интересом должно отнестись к реализуемым в мире образовательным проектам, критически оценить наработанную массу идей для последующего преломления их в систему действий. Школа Казахста¬на должна обновляться.

С.Д. МУКАНОВА,
вице-президент Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина,
г.Астана
(статья напечатана в журнале «Открытая школа», № 5 2009г.)

Количество показов: 9683
расскажите друзьям об этом - Развитие школ доброжелательного отношения к ребенку
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Скажите, что вы об этом думаете?

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий

Мне нравится0
Гость Александр Печенин
Я возглавляю частную школу в Караганде (Казахстан. Каковы условия участия школ в проекте ШДОР? Спасибо.
Мне нравится0
Гость
Данную информацию можете получить в департаменте по защите прав детей- Алиханова 36/2, тел.420991.


 
 
 
 

Помогите детям!

Электронный ящик для сбора пожертвований в пользу тяжелобольных детей

Лента новостей


Новые сообщения в темах форума


 Дайте шанс Оленьке стать полноценным человеком

Опрос для посетителей сайта

Я сталкивался с нарушением моих прав или прав моего ребенка








  

другие опросы »


Не найдено рубрик для подписки.

Разработка сайта Style.KZ  
Яндекс.Метрика