01.04.2009
Инициатива по созданию городов, дружественных детям, родилась через осознание и понимание современных условий и тенденций в развитии общества (рост числа городского населения, демографическая ситуация, глобальный характер проблем, увеличение числа детей, живущих в «особых» условиях, ответственность властей за свое население) и, как следствие, принятия позиции не на словах, а на деле «лучшее – детям»
Город, доброжелательный к детям, призван способствовать наиболее полной реализации Конвенции о правах ребенка. Следовательно, город, доброжелательный к детям, гарантирует право каждого молодого гражданина:
• Оказывать влияние на принятие решений, касающихся их города;
• Высказывать свое мнение относительно того, каким бы они хотели видеть свой город;
• Участвовать в жизни семьи, сообщества и социальной жизни города;
• Иметь доступ к основным услугам, таким как медицинское обслуживание, образование, жилье, досуговая деятельность и другим;
• Пользоваться безопасной питьевой водой и иметь доступ к надлежащим санитарно-гигиеническим условиям;
• Быть защищенным от эксплуатации, насилия, жестокого и пренебрежительного обращения;
• Самостоятельно передвигаться по улицам города без риска для жизни;
• Встречаться и играть со своими друзьями;
• Жить в городе с незагрязненной окружающей средой;
• Участвовать в культурной и социальной жизни города;
• Быть равноправным гражданином своего города и пользоваться всеми его услугами независимо от этнического происхождения, религиозной принадлежности, уровня дохода, пола или ограничений дееспособности.
Целью процесса создания города, доброжелательного к детям, является улучшение жизни детей сегодня посредством признания и реализации их прав, тем самым способствуя изменению к лучшему жизни сообществ сегодня и в будущем. Создание города, доброжелательного к детям, - это процесс, в котором обязательно должны активно участвовать дети. Ведь только установленные партнерские отношения всех заинтересованных сторон (дети, их родители, общественность населенного пункта, неправительственный сектор, государственные структуры) могут сделать город, благоприятным для детей, а значит, и для всех жителей.
Международный опыт показывает, что данный «строительный» процесс может начинаться по-разному: сверху вниз, когда администрация города издает указ или принимает официальное постановление, а в дальнейшем идет активная координация этого процесса и его популяризация на местном уровне с целью вовлечением всего городского сообщества. Или – с начинаний на уровне жилого района, инициированного детьми, заявляющими о своем праве играть и передвигаться в пределах города в условиях безопасности, когда такая инициатива потенциально может распространиться на весь город. Процесс по созданию города, доброжелательного к детям, может развиваться на основе других дружественных к детям инициатив, таких как больницы и школы, доброжелательные к детям, экологические проекты, гарантирующие детям доступ к безопасной и чистой воде и соблюдение санитарных норм. Инициатором кампании могут быть сами дети или детские организации, другие неправительственные организации или правозащитные учреждения. В большинстве случаев имеет место комбинация усилий, сочетающая самые различные подходы.
В городе, дружественном к ребенку, необходимо помнить:
• Каждый ребенок – это личность и член человеческого общества, имеющий равный со взрослыми статус. Дети не являются собственностью их родителей, продуктом государства или лицами в процессе развития.
• Здоровое развитие детей и их активное участие в жизни общества является жизненно важной необходимостью, обеспечивающей полноценное будущее развитие любого города или общества.
• Почти каждое направление политики, проводимой администрацией города, оказывает в той или иной степени прямое или косвенное воздействие на детей. Положение детей является очень чувствительным барометром воздействия на общественную жизнь социальных, экологических, экономических и других изменений.
• Дети сегодня не имеют право голоса и не принимают какого-либо значительного участия в традиционном политическом процессе. И поэтому должны быть приняты специальные меры для решения данной проблемы.
• В силу особого статуса дети сталкиваются с конкретными и серьезными проблемами в поиске средств правовой защиты в случае нарушения их прав, и поэтому необходимо активизировать работу органов, отстаивающих интересы детей на всех уровнях.
• И наконец, обществу важно избежать крайне тяжелых последствий, которые могут возникнуть в случае, если детям не будет уделяться должного внимания.
Каковы же будут результаты от внедрения проектов, создающих наилучшие условия для детей?
• улучшение качества жизни детей,
• обеспечение всех условий для развития каждого ребенка;
• безопасные условия жизни детей;
• повышение социального статуса семьи;
• повышение правовой и нравственной ответственности родителей по воспитанию своих детей;
• ликвидация детской беспризорности и сиротства;
• адаптация наиболее уязвимых категорий детей в сообщество;
• повышение правовой грамотности и осведомленности о своих правах молодыми гражданами, начиная с детского возраста;
• сформированность чувства равноправного участника социума;
• участие детей в процессе принятия решений, затрагивающих их жизнь.
Если мы думаем о детях, которых мы знаем, об их будущем, а, значит, о своем будущем, мы все можем приступать к разработке концепции «Города, доброжелательные к детям».