Rus 

Авторизация

 
 

Модуль поиска не установлен.

 

Облако тегов

Оставайтесь с нами в социальных сетях:

Данный веб-сайт был создан в 2006 году при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РК и Европейской Комиссии в РК в рамках проекта «Создание системы Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане»

Изложенные в настоящем веб-сайте мнения отражают точку зрения их авторов и совсем не обязательно политику или взгляды ЮНИСЕФ или Европейской Комиссии. При цитировании и ином использовании статистических данных и материалов, помещенных на веб-сайте, ссылка обязательна

   
 
 
 
   

Положение детей в Республике Казахстан (О втором и третьем сводном периодическом докладе о положении детей в Республике Казахстан)

Р.П. Шер, заместитель Председателя Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан

Р.П. Шер, заместитель Председателя Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан

Охрана прав и защита законных интересов детей — это одно из основных направлений национальной политики Республики Казахстан.
8 июня 1994 года наша страна ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребёнка, положения и принципы которой имеют силу норм международного права, регулирующего взаимоотношения мира взрослых и мира детей, и определяют новую этику отношения к детству.
В этом году Казахстан будет держать отчет в Комитете ООН по правам ребенка в г. Женеве о выполнении положений Конвенции ООН о правах ребенка. 


В связи с этим, в соответствии со статьей 44-й Конвенции ООН о правах ребенка и рекомендациями 33-й сессии Комитета ООН по правам ребенка Министерством образования и науки Республики Казахстан подготовлен второй и третий сводный периодический доклад о положении детей в Республике Казахстан, который утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 июля 2006 года № 670. 


Настоящий доклад написан на основе материалов заинтересованных министерств и ведомств, местных исполнительных органов, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с положением детей, обеспечением и реализацией их прав, данных государственной статистики, материалов специальных исследований, сведений, полученных от общественных организаций, занимающихся проблемами детства. 


Вводная часть содержит сведения общего характера о стране и населении, основных тенденциях изменения положения детей в рассматриваемый период. 


Основная часть аналитических материалов состоит из 10 разделов и включает информацию о мерах, принятых Республикой Казахстан по осуществлению положений Конвенции в период с 2003 по 2006 годы в соответствии со взятыми на себя международными обязательствами, о достигнутом прогрессе, имеющихся трудностях и намечаемых шагах по реализации положений Конвенции в перспективе. 


Данный Доклад охватывает широкий спектр проблем детства в Республике Казахстан — семья, образование, здоровье, дети-сироты, дети-инвалиды, дети-заключенные, дети-беженцы, проблемы детской безнадзорности и правонарушений и т.п.
В Докладе дана информация о развитии законодательства по обеспечению прав и интересов детей. В течение 2003-2006 годов в целях более полного соответствия принципам и положениям Конвенции ООН о правах ребенка и создания правовых условий для профилактики социального неблагополучия ребенка были приняты Законы Республики Казахстан «О системе здравоохранения» от 4 июня 2003 г. № 430-II, «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления» от 16 июня 2004 г. № 565-II, «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 г. № 591-II, «О профилактике йододефицитных заболеваний» от 14 октября 2003 г. № 489-II, «О воинской обязанности и воинской службе» от 8 июля 2005 года № 74 и другие. 


В определенной мере на реализацию национальной политики в отношении соблюдения законных прав и интересов детей направлены государственные отраслевые программы по вопросам соблюдения прав детей в области образования, здравоохранения, снижения бедности, миграционной политики, демографического развития, реабилитации инвалидов и другие. Среди таких программ можно назвать:
Государственную программу развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы;
Государственную программу реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы;
Комплексную программу «Здоровый образ жизни» на 2003-2005 годы;
Программу усиления борьбы с туберкулезом в Республике Казахстан на 2004-2006 годы;
Программу по противодействию эпидемии СПИД в Республике Казахстан на 2001-2005 годы;
Программу реабилитации инвалидов на 2002-2005 годы;
Программу реабилитации инвалидов в Республике Казахстан на 2006-2008 годы;
Программу занятости населения Республики Казахстан на 2005-2007 годы;
Программу демографического развития Республики Казахстан на 2001-2005 годы;
Программу по снижению бедности в Республики Казахстан на 2003-2005 годы;
Программу дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы Республике Казахстан на 2004-2006 годы;
Программу дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы;
Программу «Ауыл мектебі» на 2003-2005 годы и другие. 


Одним из ключевых моментов Доклада является вопрос о создании эффективной системы управления и межведомственного взаимодействия заинтересованных государственных структур, неправительственных и международных организаций в вопросах улучшения качества жизни детей путем обеспечения социальных и правовых гарантий для всех категорий детского населения.
В Докладе отмечено, что в целях обеспечения координации по реализации Конвенции ООН о правах ребенка на государственном и местном уровнях, включая эффективную координационную деятельность между центральными и местными исполнительными органами, а также сотрудничество с неправительственными общественными организациями и другими секторами гражданского общества, постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2006 года № 36 создан специальный уполномоченный орган — Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. Кроме того, разработана Государственная программа «Дети Казахстана» на 2006-2011 годы, которая позволит обеспечить адресность мероприятий, направленных на охрану прав и защиту интересов всех категорий детей, гарантированность исполнения положений Конвенции ООН о правах ребенка, Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» и других нормативных правовых документов. 


С учетом рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка, а также его Общего Комментария № 2 о роли национальных институтов по правам человека с момента учреждения Уполномоченного по правам человека в Докладе отражена роль этого национального правозащитного учреждения в системе государственных органов, а также дана информация о проведении с 2006 года пилотного проекта «Защита прав ребенка и создание механизмов мониторинга прав ребенка», рассчитанного на создание специальной структуры омбудсмена по правам ребенка в каждом регионе Казахстана. Проект будет осуществляться совместно с Правительством Казахстана как части программы сотрудничества на 2005-2009 годы. Ключевыми партнерами данного проекта будут 90 представителей Министерства образования и науки, офиса Омбудсмена, местных исполнительных органов, неправительственных общественных организаций, средств массовой информации и 3 тысячи детей в возрасте от 10 до 17 лет. 


Особое внимание в Докладе уделено вопросу разграничения полномочий между республиканским и региональными уровнями управления в рамках совершенствования межбюджетных отношений в отчетный период. Новые возможности, предоставляемые наметившимся экономическим ростом, сегодня используются для приоритетного финансирования государственной политики в интересах детей в области обучения, воспитания, охраны здоровья, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и социальной защиты семьи и детей. С 2003 года неизменно возрастает доля расходов государственного бюджета на эти цели. Если в 2003 году расходы на социальную сферу составляли 11,18 процента к ВВП, то в 2006 году — 11,84 процента к ВВП (по состоянию на 1 марта 2006 года).
Доля расходов в общем объеме государственного бюджета составляет в 2006 году — 41,34 процента.
Одной из важнейших норм Конвенции ООН о правах ребенка является право на образование. 


Поэтому в Докладе эта норма Конвенции освещена особенно подробно. В целях реализации права детей на образование в Республике Казахстан принята Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы. В целом на ее реализацию в 2005 году предусмотрено 43,2 млрд. тенге, в 2006 году — 64,9 млрд. тенге. 


Для обеспечения конституционного права на образование репатриантов (оралманов) в 2005-2006 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях республики организовано обучение 44548 детей-репатриантов, в том числе 15053 — в начальной, 22910 — основной, 6553 — старшей ступенях общеобразовательной школы и 32 — инвалида детства. 


В организациях общего среднего образования республики для учащихся-оралманов, прибывших из ближнего и дальнего зарубежья: Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, России, Украины, Грузии, Республики Иран, Китая, Монголии, Турции, Пакистана, Саудовской Аравии, Афганистана, в целях ликвидации пробелов в их знаниях и адаптации к образовательным программам проводятся дополнительные уроки, консультации, предусмотрены специальные переходные программы. Все дети обеспечены бесплатными учебниками и питанием. 


Всем юношам и девушкам казахской национальности, являющимся гражданами других государств, предоставляется право поступления на учебу в организации среднего и высшего профессионального образования, магистратуру, аспирантуру и на стажировку наравне с гражданами Республики Казахстан. При поступлении на учебу для них предусматривается квота приема в количестве, определяемом Правительством Республики Казахстан. 


В соответствии с Государственной программой функционирования и развития языков на 2001-2010 годы в организациях образования республики выполняется одно из основных положений: реализация прав национальных групп в изучении родных языков.
Из 2980,1 тыс. учащихся школ республики в 2003-2004 учебном году на родном языке обучались: на уйгурском — 20,3 тыс. (0,7 процента), узбекском — 86,4 тыс. (2,9 процента), таджикском — 2,9 тыс. (0,09 процента), украинском — 165 учащихся.
В 2005-2006 учебном году из 2 778 077 учащихся обучаются на казахском языке — 1 594 019, русском языке — 1 07 971, уйгурском языке — 17 525, узбекском — 82 974, таджикском — 3 225, украинском — 178, на немецком языке — 485 учащихся.
В 59 воскресных школах родные языки факультативно или в кружках изучают 2597 учащихся: немецкий — 644, корейский — 322, иврит — 173, татарский — 244, польский — 327, украинский — 169, армянский — 92, греческий — 45, азербайджанский — 99, чеченский — 85, белорусский — 63, диалект казаков — 46, чувашский – 28, болгарский – 25, казахский — 120, русский — 53, персидский (иранский) — 20, дагестанский — 15, таджикский — 14, чешский — 13 учащихся. 


Важным моментом в Докладе прозвучал вопрос о принимаемых в Казахстане мерах по предупреждению дискриминации в отношении детей с ограниченными возможностями в развитии. 


В сферу специального образования шире стали внедряться инновационные процессы по интеграции детей в образовательную среду здоровых сверстников. Совершенствуется работа по изучению инновационных направлений в создании оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания и обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями. 


Данные экспериментальных педагогических исследований научно-исследовательского института коррекционной педагогики доказывают, что 25 процентов детей с глубокими нарушениями слуха, квалифицирующиеся по первичному нарушению как глухие или слабослышащие 4 степени, пройдя раннюю комплексную коррекцию, поступают в массовую школу и успешно там обучаются, живут и воспитываются в кругу слышащих людей. Уровень общего и речевого развития этих детей соответствует или близок возрастной норме.
Особое внимание в Докладе обращено на выполнение Казахстаном основных принципов права ребенка на жизнь, выживание и развитие.
В целях совершенствования системы здравоохранения разработана и утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года № 1438 Государственная программа реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы. В данной программе приоритетное внимание уделено вопросам совершенствования и доступности первичной медико-санитарной помощи и охране здоровья матери и ребенка. 


В соответствии с Государственной программой реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы Перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи подлежит пересмотру каждые 2 года только в сторону расширения. В связи с чем, вышеназванный Перечень по сравнению с предыдущими годами расширен за счет включения мероприятий по осуществлению ежегодных профилактических медицинских осмотров с последующим динамическим наблюдением и оздоровлением женщин репродуктивного возраста и детей до 18 лет. С 2008 года планируется охватить профилактическими медицинскими осмотрами остальные категории населения республики. 


Кроме того, в Республике Казахстан с 2004 года бесплатно обеспечиваются лекарственными препаратами дети до одного года, находящиеся на амбулаторном уровне, с 2005 года предусмотрено бесплатное лекарственное обеспечение детей до 5-летнего возраста при лечении на амбулаторном уровне наиболее распространенных в данной возрастной категории заболеваний. С 2006 года в Перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи включены мероприятия по лекарственному обеспечению детей, состоящих на диспансерном учете (по наиболее распространенным заболеваниям) на амбулаторном уровне лечения. Перечень заболеваний и лекарственных средств составлен в рамках Стратегии интегрированного ведения болезней детского возраста, рекомендованной Всемирной организации здравоохранения. 


Дети признаны Конвенцией ООН о правах ребенка особой частью общества. Они нуждаются в дополнительных мерах защиты, и государства-участники обязаны обеспечить ребенку право свободно выражать свои взгляды по вопросам, затрагивающим ребенка.
Сегодня это право детей отражено в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О браке и семье» и ряде других законов. В рамках основных прав и свобод человека, принадлежащих ему от рождения, каждому гарантируется свобода мысли и слова. 


В соответствии с Законом Республики Казахстан «О браке и семье» ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. 


При поддержке международных и неправительственных общественных организаций (Ассоциация юных лидеров, Детский Фонд Организации Объединенных Наций «ЮНИСЕФ») в республике разработана Программа развития ученического самоуправления на 2002-2006 годы с целью вовлечения школьников в учебный и во внеучебный процесс. 


Развитие ученического самоуправления, участие детей в Школьном Совете позволяет им оказывать активное влияние и принимать участие в решении вопросов, касающихся их самих. 


В рамках данной Программы проведен опрос 850 школьников из 17 школ 4 городов Казахстана: Алматы, Семипалатинска, Костаная и Тараза. В результате исследования выяснилось, что наиболее важными проблемами для детей остаются проблемы, связанные с их обучением, досугом в школе, реализацией права голоса и участием в принятии решений, взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками и др.). 


В апреле-мае 2003 года проведено анкетирование среди 1000 школьников, преподавателей и родителей Казахстана, для выяснения их отношения к вопросу ученического самоуправления в городах Темиртау, Семипалатинске, Шымкенте, Степногорске, Талгаре, Алматы, Уральске, Актобе. 


В 2005 году в Программе развития ученического самоуправления на 2002-2006 годы участвовали 16 пилотных школ республики.
В рамках этого проекта были разработаны и выпущены 3000 буклетов, организована телепередача на «Хабаре» в специальной программе «Педсовет», создан видеофильм. 


В республике признается право детей на участие в культурной, творческой, общественной жизни и на принятие решений, жизненно важных для юных граждан. Факты о реализации этого права также внесены в содержание Доклада. 


Так, например, мнение ребенка, его потребности и интересы учитываются при определении дополнительных образовательных дисциплин, организации внешкольной деятельности, детского общественного движения. Дети имеют возможность высказывать свое мнение в детских и молодежных телепередачах, через детские и молодежные общественные объединения. 


В целях оказания помощи в профессиональном становлении юных журналистов, создании среды профессионального общения в феврале 2005 года в рамках юнкоровской смены Республиканского учебно-оздоровительного центра «Балдаурен» состоялся III Молодежный Информационный форум «Кольцо Евразии», участниками которого были 300 юных журналистов Казахстана. На творческий конкурс поступило более 400 работ из всех областей Казахстана, Российской Федерации, Кыргызстана, Беларуси, Китайской Народной Республики, Вьетнама, Индонезии и Марокко. В работе форума принимали участие молодые журналисты, а также известные редакторы журналов, авторы телевизионных проектов не только Казахстана, но и Кыргызстана, Беларуси, Украины, Эстонии, Узбекистана, Туркменистана.
Проведение форума способствовало значительному расширению кругозора детей, способных создать новые интересные школьные СМИ.


Журнал "Жасstar", № 3 (9), ноябрь 2006 г.

Количество показов: 34884
расскажите друзьям об этом - Положение детей в Республике Казахстан (О втором и третьем сводном периодическом докладе о положении детей в Республике Казахстан)
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Скажите, что вы об этом думаете?

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий

 
 
 
 

Лента новостей


Новые сообщения в темах форума


Опрос для посетителей сайта

другие опросы »


Не найдено рубрик для подписки.

Разработка сайта Style.KZ  
Яндекс.Метрика