Проект «Школа доброжелательного отношения к ребенку»
Рекомендации участников круглого стола на тему: «О роли родительской общественности в эффективной реализации проекта «Школа доброжелательного отношения к ребенку»
В демократическом обществе право на участие в управлении государственными и общественными делами является не только основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина. Для участников образовательного процесса это право выступает в частности в виде права на участие в управлении учебным заведением.
По результатам различных исследований вовлеченность родителей в процесс обучения и дела школы не только влияет на успеваемость учащегося, но, что более значимо, улучшает психологическую комфортность процесса обучения для школьника. Поэтому важно привлечь родителей, которые будут не просто «сторонними наблюдателями», а инициаторами улучшения процесса образования и активными помощниками в деле развития школы.
Малая активность родителей в тех органах, которые призваны реализовывать их право на участие в управлении образовательным учреждением, указывает не только на гражданскую пассивность родителей, но и на ограниченность возможностей, созданных в большинстве школ органов родительского соуправления.
Деятельность родительских комитетов, советов родителей позволит привлечь внимание родителей к развитию образования, укрепит партнерство семьи и образовательных учреждений.
В школе, доброжелательной к ребенку наиболее важная роль отводится вовлечению родителей в процесс образования и управления школой. Родительская общественность должна активно влиять на процессы, происходящие в образовательном учреждении, добиваясь того, чтобы школа давала детям не только широкий спектр общекультурных знаний, но и учитывала возможности и способности ребенка.
В работе круглого стола приняли участие: представители департамента по защите прав детей Карагандинской области, института повышения квалификации работников образования и государственных служащих, специалисты отделов образования гг. Караганды, Сарань, Темиртау, Шахтинск, руководители и представители родительской общественности опорных организаций по внедрению проекта ШДОР.
В контексте основных задач круглого стола были обсуждены результаты самооценки готовности школ к созданию среды, доброжелательной к ребенку, совместно с представителями родительской общественности выделены проблемы, возникающие в ходе реализации проекта и пути их решения, состоялся обмен опытом работы в рамках реализации проекта ШДОР.
Основываясь на выступлениях и мнениях, в целях создания благоприятных условий для внедрения проекта «Школа доброжелательного отношения к ребенку» участники круглого стола считают целесообразным:
- содействовать развитию социального партнерства с общественными объединениями, НПО, СМИ как механизма вовлечения сообщества в процесс образования детей;
- активизировать работу с родительской общественностью через создание на базе опорных школ (школ – реализаторов проекта) «Школы родителей» и других форм деятельности;
· разработать или корректировать существующие программы развития школ в контексте концепции ШДОР;
- разработать действенную модель школьного самоуправления, исходя из принципов ШДОР;
- организовать обмен опытом работы между школами – участницами проекта ШДОР;
- в целях активизации профессионального саморазвития педагога и стимулирование его поисково-творческой деятельности на основе личностно-ориентированного, личностно-деятельностного и личностно-созидательного подходов проводить на базе ИПК и ПГС РО обучающие семинары по вопросам управления школой доброжелательного отношения к ребенку для опорных школ по внедрению проекта ШДОР;
- в целях качественного обеспечения горячим питанием детей в организациях образования включить в повестку дня очередного заседания областного общественного совета родителей вопросы о проведении тендера на оказание услуг по обеспечению горячим питанием в столовых с учетом мнений учащихся, родителей и педагогов школы;
- отделу образования г. Караганды активизировать взаимодействие школ с центрами ЗОЖ и другими профилактическими службами;
- опорным школам (школам – реализаторам проекта) разработать план или программу совместной работы с родительской общественностью в рамках проекта ШДОР и представить в департамент по защите прав детей в срок до 27 марта 2009 года;
- опорным школам (школам – реализаторам проекта) проводить мониторинг готовности к созданию среды, доброжелательной к ребенку, основываясь на диагностическом инструментарии, предложенном областным ИПК и ПГС РО 2 раза в год (октябрь – май) и интерпретированные результаты исследования представлять в департамент по защите прав детей;
- во исполнение протокольного решения заседания Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 11 декабря 2008 года принять участие в областном конкурсе «Красивая и дружелюбная к детям школа».
Выполнение условий, рекомендованных участниками круглого стола, позволит обеспечить эффективность внедрения проекта «Школа доброжелательного отношения к ребенку» в опорных организациях нашей области.
24.02.2009г.