Сегодня в Казахстане набирает силы поколение людей творчески активных и целеустремлённых, способных в сотворчестве с детьми к гармоничной, созвучной природе жизни, способных своими мыслями и поступками сделать свою страну цветущей и преуспевающей.
Сегодня в Казахстане набирает силы поколение людей творчески активных и целеустремлённых, способных в сотворчестве с детьми к гармоничной, созвучной природе жизни, способных своими мыслями и поступками сделать свою страну цветущей и преуспевающей.
Духовное возрождение, становление и развитие сильной и просвещенной страны, действительно немыслимо без приобщения молодежи к исконным традициям народа, к его святыням и идеалам, без воспитания юных на осознании значимой роли духовных ценностей: доброты, милосердия, сострадания, терпения, уважения, человечности.
Наша цель – Человек Будущего, свободный и ответственный, целостно воспринимающий мир и вписывающий себя в безбрежие пространства и времени с осознанием смысла своей жизни, с доминирующим стремлением служить роду, народу, природе, Родине.
Самопознание как востребованная временем, образовательная программа, основывается на общечеловеческих духовных ценностях, направлена на ребенка, гуманна, толерантна, коммуникабельна, открыта и способствует общему развитию личности, изменяя, насыщая и обогащая разум и душу гражданина маленького роста.
В работе круглого стола приняли участие: представители департамента по защите прав детей Карагандинской области, института повышения квалификации работников образования и государственных служащих, методисты отделов образования гг. Караганды, Жезказгана, Темиртау, руководители и педагоги экспериментальных площадок.
В контексте основных задач круглого стола были освещены вопросы развития нравственно-духовных качеств учащихся на уроках самопознания, о ходе областного конкурса методических разработок интегрированных уроков нравственно-духовного развития среди педагогов школ, дошкольных учреждений, о взаимодействии семьи и школы по развитию компетентностей учащихся по предмету «Самопознание», о проведении мониторинга учебных достижений, цель которого определение степени влияния предмета «Самопознание» на нравственно-духовное становление учащегося.
Основываясь на выступлениях и мнениях, в целях создания благоприятных условий для внедрения и апробации предмета «Самопознание» на экспериментальных площадках Карагандинской области, в преддверии его массового внедрения в организациях образования, выполнения рекомендаций республиканской научно-практической конференции педагогов «Самопознания» участники круглого стола считают целесообразным:
· продолжить эксперимент в Карагандинской области по апробации и внедрению программы нравственно-духовного образования «Самопознание» с делением классов, учебных групп на подгруппы на базе 20 экспериментальных площадок;
· изучить готовность новых экспериментальных площадок к экспериментальной работе;
· наладить систему обеспечения учебно-методическим комплексом все экспериментальные площадки области;
· в целях повышения качества работы экспериментальных площадок подбирать кандидатуры учителей по предмету «Самопознание» в соответствии с требованиями к педагогу новой формации (проект концепции непрерывного формирования педагога новой формации в Республике Казахстан), а именно: педагог должен быть компетентной личностью. Компетентность педагога зависит от уровня сформированности трех групп компетенций, которыми должен владеть учитель новой формации: методологические (психолого-педагогические) компетенции; общекультурные (мировоззренческие) компетенции; предметно-ориентированные компетенции;
· содействовать развитию социального партнерства с родителями, общественными объединениями, НПО, СМИ как механизма вовлечения сообщества в процесс нравственно-духовного образования детей и молодежи;
· продолжить работу по развитию системы повышения квалификации педагогов с целью создания резерва педагогических кадров в условиях предстоящего массового внедрения предмета «Самопознание»;
· областному ИПК и ПГС РО издать методические сборники (можно электронные версии) лучших разработок уроков по самопознанию, с материалами по изучению и обобщению передового педагогического опыта по реализации программы по нравственно-духовному образованию «Самопознание» в Карагандинской области;
· областному ИПК и ПГС РО разработать мониторинг (диагностические методики, систему сбора и обработки информации) предмета «Самопознание» для дошкольных организаций, начальной и основной школ, занятых в эксперименте;
· использовать интеграционный потенциал идей самопознания ученых и новаторов-педагогов стран ближнего и дальнего зарубежья, возможности областного ИПК для получения адресной информационно-методической помощи в организации и проведении эксперимента;
· продолжить междисциплинарные научно - методические разработки в области нравственно-духовного образования детей и молодежи и его интеграции с образовательными областями;
· в условиях предстоящего массового внедрения в целях информирования населения регулярно освещать в областной педагогической газете «Өзгеріс – Перемена», областных печатных изданиях и электронных СМИ, опыт работы экспериментальной апробации внедрения предмета «Самопознание»;
· развивать материально-техническую базу кабинетов самопознания в соответствии с требованиями Положения о кабинете Самопознания, утвержденного областным департаментом образования.
· в целях качественной практической экспертизы учебно-методического комплекса, постоянно осуществлять рефлексивный анализ проведенных уроков и занятий;
· проводить в начальной школе мониторинговые исследования учебных достижений по «Самопознанию» в два этапа с использованием мониторинга, рекомендованного ННПООЦ «Бобек»;
Выполнение условий, рекомендованных участниками круглого стола, позволит обеспечить эффективность массового внедрения данного предмета в организациях образования на территории всей нашей области.