Rus 

Авторизация

 
 

Модуль поиска не установлен.

 

Облако тегов

Оставайтесь с нами в социальных сетях:

Данный веб-сайт был создан в 2006 году при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РК и Европейской Комиссии в РК в рамках проекта «Создание системы Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане»

Изложенные в настоящем веб-сайте мнения отражают точку зрения их авторов и совсем не обязательно политику или взгляды ЮНИСЕФ или Европейской Комиссии. При цитировании и ином использовании статистических данных и материалов, помещенных на веб-сайте, ссылка обязательна

   
 
 
 
   

О детях, которые больше всего на свете любят смотреть в окно Потому что обществу - не до них

В Министерстве культуры, информации и общественного согласия состоялся круглый стол, на котором обсуждалась программа "Сорос Казахстан" - "Все дети любимы - все дети равны".

В Министерстве культуры, информации и общественного согласия состоялся круглый стол, на котором обсуждалась программа "Сорос Казахстан" - "Все дети любимы - все дети равны". В нем приняли участие представители министерств, ведомств и департаментов, занимающихся организацией медико-социальных и психолого-педагогических услуг для детей с ограниченными возможностями.

"Занимайся, малыш!"


Как сообщила директор Центра социальной адаптации детей с ограниченными возможностями Елена Колмогорова, если опираться на статистику медосмотров прошлого года, то результат получается очень неутешительным. Только в Астане было выявлено 1993 ребенка с психическими расстройствами и 459 детей с заболеваниями нервной системы. А если проводить сравнительный анализ таких заболеваний среди ребят в возрасте до 14 лет, то лидирует здесь детский церебральный паралич. Его жертвами стали 198 детишек.

В настоящее время на учете в Центре САД состоит 120 детей с различными проблемами в развитии. (В диагнозах здесь и умственная отсталость, и синдром Дауна, и все тот же ДЦП.) Работа центра направлена в основном на оказание психолого-педагогической помощи.

- Когда мы только открылись, нам нужны были единомышленники, - говорит Елена Колмогорова. Как и у любой неправительственной организации, у Центра САД не было помещения. Единомышленники, к счастью, нашлись. С марта 2002 года центр сотрудничает с МСВА "Демеу". А с 1 июня начала работу служба социально-психологической поддержки. На первых порах у Центра САД было всего 12 подопечных, сейчас их число увеличилось в десять раз.

В основном специалисты центра, врачи, социальные работники, волонтеры оказывают психолого-педагогическую помощь. Но особым успехом у маленьких пациентов САДа пользуется лекотека - библиотека развивающих игрушек.

- Родители склонны думать, что для ребенка с задержкой психологического развития, когда он становится старше, игрушки и погремушки уже не нужны, - говорит Елена Колмогорова. - Это не так.

Следует отметить, что семьи, в которых живут дети с ограниченными возможностями, чаще всего относятся к категории малообеспеченных. А хорошие развивающие игрушки сейчас стоят очень дорого. Лекотека уже имеет солидный игрушечный фонд (отдельное спасибо тут стоит сказать спонсорам). Изредка развивающие игрушки выдаются "особым детям" на дом, вместе с соответствующими рекомендациями специалистов - занимайся, малыш!

Кроме всего прочего, при Центре САД существуют и поделочные кружки. Кто бы мог подумать, какие здесь талантливые детки! Какие красивые вещи они умеют мастерить! 14 ребят в прошлом году принимали участие в Республиканском фестивале детского творчества "Синяя птица", который проходил в Алматы. Опять же спасибо спонсорам, оплатившим поездку. Для детей это было чудесное путешествие, принесшее массу новых впечатлений. Также работы ребят экспонировались на столичной выставке в декабре прошлого года и многих других.

Кроме вязания и поделок из природного материала, дети Центра САД занимаются еще и музыкой. Месяц назад с помощью волонтера VSO Джоан Айткен центр приобрел специальную аудиотехнику. Ребята получили возможность учиться петь. И поют они с огромным удовольствием!

И уж конечно, огромным подспорьем для САДа стал выигрыш гранта Фонда "Сорос Казахстан". При МСВА "Демеу" была организована Служба социальной поддержки для детей с ограниченными возможностями. Коррекционная помощь логопедов, психологов, дефектологов и массажистов оказывается маленьким пациентам САДа бесплатно. Также при амбулатории для них появились "группы кратковременного пребывания" по типу детского сада. Сейчас их посещают 12 детей с различными недугами, такими как ДЦП, синдром Дауна, задержка психического развития. Начала свою работу выездная служба "Особый ребенок" по оказанию социально-психологической помощи на дому. В настоящий момент при МСВА проводятся консультации и тренинги для родителей, воспитывающих в семье "особых" детей. Это тоже необходимо. Очень часто у таких мам и пап просто беспомощно опускаются руки. Заболевание ребенка, способное привести к инвалидности, - тяжкое испытание.

Центр САД за все время существования уже накопил свою историю. Есть даже небольшой фотоархив.

- Вот это наши замечательные дети! - говорит Елена Колмогорова. - На снимке - малыш учится ходить с помощью специальных медицинских ходунков. Такие ходунки Центр САД тоже выдает своим пациентам напрокат.

Курс на реабилитацию!

Екатерина Козлова, директор Филиала Государственного реабилитационного центра САТР в Астане, рассказала о работе своей организации. Основная идея этого центра - социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, интеграция их в общество и коррекционное обучение. Для этого разработаны индивидуальные развивающие программы.

Основная причина появления в столице такого филиала - выход в свет Закона РК "О социально-медико-педагогическо-коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями". Работа уже ведется. С января 2003 года совместными усилиями Министерства образования и Центра САТР открыт специализированный кабинет психолого-педагогической коррекции. Располагается он опять же на базе поликлиники "Демеу" (у Центра САТР тоже нет своего помещения).

Такого заведения в Астане никогда не существовало. Основная масса больных детей проходила реабилитацию только в учреждениях здравоохранения. Те, кому ставили диагноз "необучаемость", направлялись в спецшколы и спецгруппы детского сада. Если ребенок не мог находиться в семье, его отправляли в интернат для умственно отсталых детей.

Что же такое кабинет психолого-педагогической коррекции и для чего он нужен? Здесь специалисты - педагоги-психологи, логопеды, социальные работники, инструктора по развитию движения - разрабатывают программы и проводят по ним занятия.

В совместном обсуждении методов реабилитации принимают участие все эти специалисты. Ребенок проходит комплексное обследование. Тут изучаются его умения и навыки, те, которые есть, и те, которые нужно воспитать. Так составляется ИПР - индивидуальная программа реабилитации. В нее входят улучшение навыков самообслуживания, познавательной сферы, мыслительных процессов, развитие речи, а также развитие двигательных и особенно моторных навыков. Составляется такая программа на полгода. При этом учитывается и то, чему дети могут научиться дома. Если в течение шести месяцев программа не усваивается или, наоборот, ребенок осваивает ее быстрее, чем планировалось, ИПР пересматривают и дополнительно корректируют. По истечении срока проводится еще один пересмотр и планируется следующий этап коррекционного развития. И так в течение нескольких лет. Такая реабилитация - процесс трудоемкий и длительный. В разработке ИПР участвуют и родители. Уж кто-кто как не они больше всего стараются, чтобы их чадо выздоровело.

Еще одно новшество Центра САТР - социальный работник. С него и начинается знакомство родителей "особого ребенка" с реабилитационным центром. Именно соцработник собирает данные и выясняет проблемы больного малыша. Затем он составляет индивидуальное расписание работы и ребенка обследуют специалисты.

Как отметила Екатерина Козлова, за последнее время среди пациентов центра резко увеличился контингент детей до трех-четырех лет. Скрытое заболевание в раннем возрасте или возникшее еще в дородовой период - мина замедленного действия. Несмотря на выход нового закона, который регламентирует обследование детей на раннем этапе развития, никаких конкретных результатов по его выполнению пока не видно. В городе отсутствует специализированный "кабинет раннего вмешательства", нет необходимого оборудования. И как итог - курс реабилитации ребенка, необходимый для лечения заболевания, от которого можно было избавиться в раннем возрасте и с меньшими потерями.

Плоды бездействия

На круглом столе поднимался еще целый ряд проблем, касающихся системы лечения и реабилитации детей с ограниченными возможностями. Отсутствие специализированных (по заболеваниям) коррекционных групп - одна из них. В Астане нет группы для детей с ДЦП. Очень большой процент этих детей, выражаясь медицинским языком, "сохранны интеллектуально". Они могут полноценно обучаться не только по стандартной школьной программе, но и получать высшее образование. Теоретически. В столице эта категория детей остается практически без учета.

Задержка психического развития и заболевание "умственная отсталость" - разные вещи. Задержку можно откорректировать, но это нужно делать в раннем периоде, когда мозг ребенка способен на такие глобальные изменения. И в результате получается, что дети такой категории могли бы обучаться, но вынуждены воспитываться в семье, потому что нет возможности проводить для их них специализированное обучение.

Также такие детишки не имеют возможности получать социальное пособие на образование. В Алматы, в Усть-Каменогорске департаменты соцзащиты выплачивают пособия для детей дошкольного возраста. В нашем городе такое пособие получают только "школьники". А ведь предполагается, что родители на эти деньги могут пригласить специалистов-репетиторов для более полноценного развития своего ребенка. Государство не выделяет денег на приобретение новых игрушек, на получение коррекционной помощи частным образом. Что уж тут говорить об условиях для реабилитации? И этот вопрос остается открытым.

Образование детей с ограниченными возможностями - тема вообще щекотливая. Как сообщила Гульнара Абильдинова, специалист Психолого-медико-педагогической консультации, только в последние три года дети с легкой и средней формой ДЦП стали получать полноценный школьный курс. (До этого обучение проводилось исключительно на дому, а это, как правило, имеет свои минусы.)

- Это было очень трудно сделать, - говорит она. - Почему-то образовательные учреждения восприняли это наше предложение в штыки. Они не хотели, чтобы такие дети ходили в школу.

Еще одна проблема - дети с патологией зрения. В городе нет ни одного специализированного педагога, который бы мог вести обучение таких детей. Обучение на дому в этом случае просто запрещено. А кто из родителей решится отправить больного ребенка в другой город, где такие специалисты есть?

Уже долгое время в Астане ведутся разговоры о создании системы скрининга, обследования новорожденных на предмет различных патологий, включая врожденную слепоту и глухоту.

На медико-социальную экспертизу приходят дети уже старшего возраста, которым там в большинстве случаев дают инвалидность. А ведь, как известно, болезнь проще предупредить, чем лечить, - запущенную патологию вылечить куда сложнее.

Как отметил Бекпай Хайруллин, главный педиатр РК, наша беда еще и в том, что ведомства и департаменты не спешат выполнять законы и постановления правительства. Например, в Законе РК "О социально-медико-педагогическо-коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" оговорены вопросы о создании одного ПМПК на 60 тысяч детского населения. В столице детей более 100 тысяч, а психолого-медико-педагогическая консультация всего одна.

- Сейчас мы говорим об уже "упущенных" детях, которым трудно помочь, - сказал Бекпай Хайруллин. - Мы пожинаем плоды нашего бездействия. Мне бы хотелось, чтобы Центр САТР сделал упор на раннее выявление проблем в развитии. В январе 2003 года был подписан приказ министра о правилах скрининга психоневрологических нарушений. С помощью ученых, в том числе и Алматинского центра САТР, уже разработаны необходимые методологии. Но опять-таки этот приказ вышел в январе. А сейчас уже июль. И никаких результатов.

Мы и они...

Круглый стол прошел. Многие проблемы так и остались нерешенными. И большую часть из них следует искать в изоляции детей с ограниченными возможностями от внешнего мира. Причем это именно мы отгораживаемся от них, а не они от нас. Общество делает вид, что инвалидов у нас нет. Не верите? Пройдитесь по городу. И посчитайте количество пандусов. Если тротуары еще кое-как ими и снабжены, то в магазинах, кафе и административных зданиях они в большинстве своем отсутствуют. Да что уж тут говорить, если даже в здание медико-социальной экспертной комиссии ведет высокая неудобная лестница. Для любого инвалида-колясочника попытка зайти в обычный городской автобус автоматически превращается в пытку.

Вести речь об обучении в вузах тоже сложно. Никаких скидок или особых квот для детей с ограниченными возможностями нашим высшим образованием не предусмотрено. Даже если такой абитуриент и сумеет поступить в какой-нибудь институт, то все опять упирается в проблему передвижения. Пандусами в наших вузах не снабжены даже новые учебные корпуса. Вот и получается, что у нас здоровое общество и предназначено оно для здоровых людей.

Дети-инвалиды - закрытый мир. Они стесняются играть во дворе со сверстниками, стесняются заявлять о своих талантах, стесняются даже попросить помощи, когда она им нужна. Спрашиваю у семилетнего мальчика-колясочника с внимательными глазами философа:

- Какое твое любимое занятие?

- Смотреть в окно.

Автор: Маргарита Никитина
Источник: Газета Инфо-Цес
Количество показов: 118036
расскажите друзьям об этом - О детях, которые больше всего на свете любят смотреть в окно Потому что обществу - не до них
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Скажите, что вы об этом думаете?

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий

Мне нравится0
Асемгуль
Добрый день, мой племянниик инвалид с детства дцп,судорожный сндром сейчас ему 4 года не может ходить, разговаривает. Хотелось бы получить хоть какие нибудь консультации помощь как быть дальше я смотрю ребенок угасает с каждым днем он целый день у телевизора врачей не слушает сразу начинает кричать и плакать не подпускает к себе массажистов, родителей тоже не всегда слушает т.е все попытки заниматься с ним отклоняет. Я думала может его в какое нибудь детсткое общество может он там вместе с ними занимался бы повторял за ними.Хотя все говорят что него есть шанс встать на ноги недавно сделали диспорт теперь нало уседрно массаж упражнения а он не дает.Т.е. у него совсем нет интереса как его заинтересовать не знаем. Его мама моя сестренка тоже вместе с ним вместе угасает незнает что делать. Я боюсь что она наложит на себя руки сил уже нет никаких. Помогите может им нужно с психологами поговорить как направить на нужное направление.
Надеюсь на Ваши советы и помощь.
Мне нравится0
rana
Здраствуйте!Племяннику поставили диагноз-синдром Дауны.10дней как родился.Мы все растеряны.Не знаем куда и кому обратиться.Так как специализорованных центров в городе Актобе нет.Я сама живу в Алматы.Если есть хорошый врач, хотелось бы его здесь проконсультировали.Помогите, пожалуйста
Мне нравится0
Жанар
Сәлеметсіздер ме! Мен төрт баланың анасымын.Төртінші балама СД диагнозын қойды .Қазір балам 8-айлық.Біз ОҚО Қазығұрт ауданында тұрамыз.Невропотологта учетта тұрамыз.Осы - 8 айда біз тек массаж және энцефабол сиропын ғана іштік.Басқа ешқандай назначение берген жоқ.Баламды ары қарай оңалтқым келеді .Қандай орталықтарда ем алуға болады.
Мне нравится0
Joker
Цитата
Асемгуль пишет:
Добрый день, мой племянниик инвалид с детства дцп,судорожный сндром сейчас ему 4 года не может ходить, разговаривает. Хотелось бы получить хоть какие нибудь консультации помощь как быть дальше я смотрю ребенок угасает с каждым днем он целый день у телевизора врачей не слушает сразу начинает кричать и плакать не подпускает к себе массажистов, родителей тоже не всегда слушает т.е все попытки заниматься с ним отклоняет. Я думала может его в какое нибудь детсткое общество может он там вместе с ними занимался бы повторял за ними.Хотя все говорят что него есть шанс встать на ноги недавно сделали диспорт теперь нало уседрно массаж упражнения а он не дает.Т.е. у него совсем нет интереса как его заинтересовать не знаем. Его мама моя сестренка тоже вместе с ним вместе угасает незнает что делать. Я боюсь что она наложит на себя руки сил уже нет никаких. Помогите может им нужно с психологами поговорить как направить на нужное направление.

Надеюсь на Ваши советы и помощь.


У моей дочери тоже ДЦП. Мы сами занимаемся, массажистка периодически делает курсы массажа. Мы очень много общаемся с дочей.

Есть еще одна очень хорошая вещь, которую мы открыли для себя - это Арттерапия. Такой центр есть у нас в Астане.
Творческий центр Арт-терапии ОкеанАрт

Очень советую это попробовать. Если вы в другом городе, все равно свяжитесь с этим центром, они что-то посоветую. Я знаю, что они проводят семинары, поэтому инструкторы могут быть в разных городах.
Мне нравится0
Гость
Здраствуйте!У меня ребенок с СД,живем в Астане. 2,5года,не ходит. Подскажите, какие центры есть для реабилитации в Астане?
 
 
 
 

Лента новостей


Новые сообщения в темах форума


Опрос для посетителей сайта

другие опросы »


Не найдено рубрик для подписки.

Разработка сайта Style.KZ  
Яндекс.Метрика