Дети и молодежь – главный, определяющий элемент развития Казахстана, от состояния которого зависит количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социальная структура и социально-психологические особенности.
Проблема отклоняющегося поведения детей и молодежи – одна из центральных психолого-педагогических проблем современной науки.
Дети и молодежь – главный, определяющий элемент развития Казахстана, от состояния которого зависит количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социальная структура и социально-психологические особенности.
Как объект социально - психологического изучения дети и молодежь выступают неоднородным по своей сути образованием. Особое значение имеет возраст, исследование которого позволяет выявить как социально-психологические особенности, так и роли различных групп этой категории. Одной из таких групп являются младшие подростки. В подростковом возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, нравственный и интеллектуальный потенциал. Успешное становление подростка, как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но и, в конечном счете, прогресс развития общества в целом, поэтому очень важно внимательно изучать и отслеживать положение детей, их проблемы и интересы, чтобы своевременно реагировать на них с целью воспитания физически и психического здорового молодого поколения.
Именно такое направление стало доминирующим в ходе выездного семинара «Проблема девиации в молодежной среде», состоявшегося 28 мая 2009 г. в поселке Топар Карагандинской области. В работе семинара приняли участие специалисты Департамента внутренней политики, внутренних дел, защиты прав детей, Центров ЗОЖ и моложенных инициатив.
Специалисты Департамента по защите прав детей дали возможность слушателям поучаствовать в тренинге «Детский труд и трудовое воспитание», где были подняты проблемы последствий эксплуатации детей, трудоустройства молодых людей в каникулярное время и участия детей в социально-значимых инициативах. Слушателям секции были подготовлены и розданы методические материалы для проведения классных часов и тренингов на тему детского труда в электронном виде.
По окончанию семинара был организован Круглый стол с обсуждением насущных проблем детей региона и приняты рекомендации для дальнейшей работы.
Рекомендации адресованы педагогам, социальным работникам, психологам, участковым инспекторам и все тем, чья деятельность непосредственно соприкасается с обучением, воспитанием и защитой детей.
1. Изучение личности подростка.
Этот вид деятельности предполагает тесное взаимодействие в работе с психологом по изучению причин, вызывающих нарушение поведения; определению психолого-педагогического диагноза, установлению положения ребенка в семье, классе, социуме. Особое внимание должно уделяться изучению положительных качеств личности, процесса реализации социальных потребностей подростка, его потребностей в общении; в самоутверждении; в эмоциональных привязанностях; потребностей в системе ориентации.
2. Разработка индивидуально-коррекционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности. Это направление деятельности предполагает выработку индивидуальных форм работы на основе учета выявленных социально- психологических особенностей.
3. Организация и включение подростков в коллективные формы досуговой и социально-значимой деятельности.
4. Психопрофилактическая работа с семьями подростков, имеющими нарушения поведения.
5. Информационно-методическая работа. Эта деятельность направлена на пропаганду социально-правовых знаний, как среди школьников и их родителей, так и среди педагогических коллективов и предполагает выпуск информационно- методических бюллетеней, разработку рекомендаций и памяток, организацию и проведение открытых мероприятий.
6. Развитие системы партнерства заинтересованных структур и гражданского сектора.