Rus 

Авторизация

 
 

Модуль поиска не установлен.

 

Облако тегов

Оставайтесь с нами в социальных сетях:

Данный веб-сайт был создан в 2006 году при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РК и Европейской Комиссии в РК в рамках проекта «Создание системы Уполномоченного по правам ребенка в Казахстане»

Изложенные в настоящем веб-сайте мнения отражают точку зрения их авторов и совсем не обязательно политику или взгляды ЮНИСЕФ или Европейской Комиссии. При цитировании и ином использовании статистических данных и материалов, помещенных на веб-сайте, ссылка обязательна

   
 
 
 
   

Родители в Приморье должны сразу реагировать, если детей обижают в школе — Анна Личковаха

04.04.2014

По мнению уполномоченного по правам ребенка, педагог не вправе распускать руки и должен уметь найти выход из любой ситуации

Владивосток, 4 апреля, PrimaMedia. Факты нарушения прав несовершеннолетних в последнее время встречаются повсеместно. Громкие истории в газетах и на телевидении показывают неблагоприятную обстановку сложившуюся для подрастающего поколения. Именно поэтому защита интересов несовершеннолетних становится одной из первоочередных задач государства. О том, какую роль выполняет уполномоченный по делам несовершеннолетних и как их права защищают в Приморье, рассказала в эфире PrimaMediaLIVE уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Анна Личковаха.

- Расскажите о ваших обязанностях, как уполномоченного по правам ребенка.

- Должность уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Приморского края учреждена в целях государственной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних на территории Приморского края. Хочу сразу подчеркнуть, что должность уполномоченного – это особая дополнительная гарантия в системе гарантий прав и законных интересов несовершеннолетних. Уполномоченный должен выявлять факты нарушения прав детей, принимать соответствующие решения, чтобы содействовать восстановлению нарушенных прав.

- Вы сотрудничаете с правоохранительными органами?

- У нас заключены соглашения со службой судебных приставов, следственным комитетом, управлением внутренних дел и прокуратурой Приморского края. За два года моей работы был налажен конструктивный диалог, который помогает осуществлять работу в правильном направлении.

- С какими проблемами чаще всего сталкиваетесь по работе?

- Граждане обращаются по различным вопросам, которые касаются защиты прав несовершеннолетних. Проблемы касаются различных сфер жизни: социальное обеспечение, права ребенка на получение алиментов, защита от насилия и незаконного перемещения, вопросы, связанные с обеспечением жильем.

- Много ли в Приморском крае детей-сирот?

- Это самая большая проблема для России, и Приморский край в данном случае не является исключением. В нашем обществе есть дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это те дети, которые фактически имеют родителей, но по тем или иным причинам они не принимают участие в воспитании детей. Такие мальчики и девочки либо устраиваются в детские дома, либо берутся под опеку родственников, либо могут быть отданы в приемную семью. На учете в органах опеки и попечительства в настоящее время стоит более 12 тысяч детей, из них 3,5 тысячи находится в стационарных учреждениях. Остальные устроены в семьи.

- Правда ли, что большинство детей, находящихся в детских домах, имеют родителей?

- Из общего количества детей только 10% – сироты, остальные 90% - это, так называемые, социальные сироты. Семейный кодекс устанавливает основания, по которым суд принимает решения о лишении родительских прав. Как правило, такие родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, принимают наркотические вещества или совершают преступления.

- Какие меры применяются к таким родителям?

- У нас нет норм, которые помогали бы принудительно лечить таких граждан от алкогольной зависимости. Ситуация получается достаточно сложная. Отсутствие этих норм связано с определенными международными соглашениями, которые подписала Российская Федерация. Считается, что принудительное лечение от алкоголизма – это нарушение прав человека. Однако, если посмотреть на эту проблему с другой стороны, принудительное лечение способствует возвращению таких людей в нормальную жизнь. Специальная литература говорит о том, что для человека, злоупотребляющего алкоголем в течение 5 лет, возвращение к нормальной жизни практически невозможно. Детишки, которых изымают из таких семей, отправляются в детские дома, а родители в это время продолжают пить, и шансов на то, что они вспомнят о своих детях, бросят пить и вернутся на работу, практически нет. Я не хочу сказать, что не бывает родителей, которые пересматривают свой образ жизни – такие случаи имеют место в нашей практике. Когда есть уверенность в том, что ребенок из детского дома, попадет в надлежащие условия, суд выносит решение о восстановлении родительских прав. В противном случае подыскивается замещающая семья.

- Существует ли возможность на краевом уровне изменить законы, чтобы повлиять на пьющих родителей?

- Это возможно только на федеральном уровне. Вопрос о принудительном лечении активно обсуждается, но какое будет юридическое решение – покажет время. Существует мнение, что пока не будет таких рычагов воздействия на родителей, мы будем медленнее сдвигаться с той точки, на которой сейчас находимся.

- Есть ли тенденции к уменьшению либо увеличению числа сирот?

- В принципе, наблюдается снижение количества детей, которые ставятся на учет как сироты. Хотя цифра, конечно же, большая, она является поводом, который заставляет нас активно искать способы решения этой проблемы. Мы должны добиться уменьшения количества детей, попадающих в детские учреждения. Сложность состоит в том, что люди не готовы усыновлять детей. Взять ребенка из детского дома – значит впустить его в свою жизнь и возложить на себя ответственность за его будущее. Стоит признаться, что не все готовы это сделать.

- Какова ситуация с возвратом детей в детские дома?

- Из того количества детей, которые были устроены в семью, процент небольшой. Но в любом случае, возвращение в детский дом для ребенка является большой трагедией. Дети, который впервые попали в детский дом, испытывают сильный стресс. Для них это трагедия, в результате которой они ощущают себя никому ненужными. Конечно, ребенок, которого взяли в семью, рад, что его выбрали, что он обрел папу и маму. Представляете, если его снова отдать в детское учреждение? Он еще раз переживет стресс, может быть еще более глубокий, чем прежде. Неизвестно, как этот человек будет жить, когда станет взрослым, какая у него установится модель поведения, как он будет адаптирован в обществе, как он сам будет воспитывать детей.

- Почему возвращают детей? Не всегда ведь в этом виноваты приемные родители?

- Причиной, обычно, являются конфликты или неспособность осуществлять функции опекуна. Например, опекуны – бабушки и дедушки – не всегда справляются с ребенком, который находится в переходном возрасте. Конечно, необходимо работать с такими семьями и осуществлять их сопровождение для того, чтобы минимизировать риски возвратов.

- Вопрос, связанный с законом Димы Яковлева. Каков процент усыновления детей иностранцами? Существуют ли способы отслеживания судеб этих детей?

- Я хочу обратить внимание на то, что сам институт международного усыновления не заморожен. Закон запрещает усыновление или удочерение детей гражданами США. Это не означает, что другие иностранцы не имеют возможности усыновить детей из России. В 2013 году было усыновлено 169 детей, из них 135 детей были усыновлены российскими гражданами, и, соответственно, 34 ребенка - иностранными гражданами. Конечно, из-за закона Димы Яковлева процент значительно снизился. Что касается контроля, ребенок, усыновленный иностранцем, покинув территорию России, должен быть поставлен на учет в консульское учреждение Российской Федерации в той стране, где он находится. Существует специальное уполномоченное агентство, которое осуществляет соответствующий контроль за такими детьми. Контроль осуществляется спустя два месяца с момента постановки на учет, потом через полгода, затем еще через год и в последующие каждые два года до достижения ребенком совершеннолетия.

- В 18 лет ребенок становится гражданином другой страны?

- Он может остаться гражданином Российской Федерации или принять гражданство той страны, гражданами которой являются его приемные родители.

- Граждане какой страны наиболее часто усыновляют наших детей?

- Западноевропейских стран, например, Италии. Хочу сказать, что очень обидно, когда наши дети уходят в международное усыновление. Они должны воспитываться в российских семьях. Мы должны осознать, что дети – это наше богатство, наше будущее. Еще раз подчеркну, что мы должны заботиться о том, чтобы российские граждане оставались в нашей стране, и жили в российских семьях. Для этого нужно создавать надлежащие условия.

- Усыновляют ли приморских детей жители других регионов России?

- Статистических данных о доле усыновителей из других регионов я сейчас не смогу привести, но главное то, что они были усыновлены российскими гражданами. В прошлом году в Приморском крае был принят закон, который предусматривает материальную поддержку гражданам России, изъявившим желание усыновить ребенка, проживающего на территории края. Выделяется определенная сумма, которую можно будет потратить на приобретение и строительство жилья, с учетом того, что будет оформлено право собственности усыновленного ребенка. Но эту сумму можно получить только по истечению трех лет с момента усыновления.

- Часто ли люди усыновляют ребенка с целью получения дополнительных бонусов и денег?

- Приемные родители получают единовременную выплату при передаче ребенка в семью, соответствующее вознаграждение и пособие на каждого ребенка. В этом плане, наверное, экономически выгодно брать приемного ребенка в семью, но я хочу сказать, что мы заинтересованы в "качестве" приемных родителей.

-Как определяется это "качество"?

- Очень сложно. Те требования, которые предъявляются к кандидатам, не всегда позволяют понять подходят ли условия в семье для воспитания приемного ребенка. В нашей практике есть случаи, когда в приемной семье было насилие. Мы проводили соответствующее расследование, делом занимался Следственный комитет, дети были изъяты из семьи.

- Существуют случаи психологического насилия над детьми в учебных заведениях? Как родителям вести себя в такой ситуации? Куда обращаться?

- В течение 2013 года к нам обращались граждане с жалобами на противоправные действия педагогов в школах и воспитателей в детских садах. В таких случаях надо бить во все колокола. Если вы попали в такую ситуацию, следует обратиться в администрацию учебного заведения для того, чтобы были устранены причины, по которым воспитатель или учитель поступил неправомерно по отношению к ребенку. Если не приняты меры и не проведена проверка, можно обратиться в соответствующее управление того муниципального образования, где находится школа. Так же родители могут написать заявление в правоохранительные органы или к уполномоченному по правам ребенка для того, чтобы были приняты все меры, направленные на исключение подобных случаев.

- Я помню свои школьные годы, тогда учитель мог и по голове журналом "огреть" и линейкой "приложить" - это был учебный процесс. Сейчас учитель чуть-чуть шлепнет кого-то, и родители бегут жаловаться?

- Ни шлепать, ни оскорблять учеников нельзя. Конечно, иногда педагоги говорят, что ученики распоясались и ведут себя непристойно, но в любом случае, это не основание для принятия таких мер. Оскорбления и телесные наказания - это действия, запрещенные законом. Педагог должен соответствовать своему статусу и выполнять свою социальную роль. Нужно уходить от стереотипов, нельзя говорить ребенку: "Я учитель, а ты никто". Дети достаточно остро ощущают несправедливость. Педагог должен уметь найти выход из любой ситуации. Мы не хотим получить детей-неврастеников на выходе из школы. Нужно добиваться того, чтобы ребенок сохранил свое здоровье и вышел во взрослую жизнь образованным, грамотным и здоровым человеком. Школа и родители должны действовать вместе. Педагогам следует понимать, что не всегда дети приходят в школу из благополучных семей, ребенок, который сидит у них на уроке является "результатом" тех норм и традиций, которые есть в его семье. Нужно работать с родителями, чтобы помочь "сложному" ученику адаптироваться, потому что школа занимается не только обучением, но и воспитанием детей.

- Мы сейчас говорим о правах детей, а каковы их обязанности?

- У нас есть Конституция РФ, в которой можно найти соответствующую главу, закрепляющую права и обязанности гражданина, в том числе и ребенка. Есть Семейный кодекс, в котором содержатся статьи, определяющие права и обязанности детей и родителей. Надо сказать, что родители не должны забывать про свои обязанности. Ребенок, воспитывающийся в нормальных условиях, имеет меньше возможностей совершить преступления. Конечно, плохо, когда дети, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности, получают реальный срок и попадают в места лишения свободы. Виноваты в этом в первую очередь взрослые, которые вовремя не увидели, что ребенок встал на неверный путь.

- Были ли у Вас на практике случаи, когда Вы становились на сторону взрослых? Когда Вы понимали, что ребенок действительно плохой и из него ничего путного не получится?

- Я честно скажу, что не хочу никогда так думать. Когда человек думает, что ребенок плохой, он "расписывается" в собственной беспомощности. Это значит, что он не может найти контакта с этим ребенком. Есть, конечно, трудные подростки, но с ними должны работать соответствующие специалисты.

- Бывали ли случаи, когда лично Вас раздражали дети?

- Нет, такого не было. Если раздражение и проявляется, то оно обычно направлено на самого себя, потому что ты не можешь найти способ решения ситуации. Тут уж можно, конечно, и руки опустить, но какой тогда будет результат? Установка всегда такая – руки опускать нельзя. Под лежачий камень вода не течет.

- В Приморском крае были случаи, когда подопечные убегали из детских домов Партизанского района. По какой причине это происходило?

- Проблема самовольных уходов присутствует не только в Приморском крае. Дети бегут со всех учреждений на территории России. Если посмотреть на статистику, то можно увидеть, что некоторые дети убегают из учреждений по 10 раз. Как правило, это те дети, которые попали в детский дом, будучи подростками. Они привыкли к вольному образу жизни, не задумываются о последствиях своего побега и не видят в этом ничего опасного. Задача сотрудников детского учреждения - принять все меры, направленные на то, чтобы минимизировать самовольные уходы. Особое внимание нужно уделять детям, которые впервые попали в детский дом: им необходима адаптационная программа. Решить эту проблему за один день не возможно, но это не означает, что не нужно ничего делать.

- Недавно стало известно о случае в кавалеровской школе, где по указанию учителя физкультуры школьники избили своего одноклассника. Как Вы относитесь к этой ситуации? Много ли подобных случаев было?

- Касательно этой ситуации могу сказать, что должна быть проведена проверка с дальнейшим выяснением всех обстоятельств. Безусловно, агрессия детей по отношению друг к другу - это не только недостаток воспитания тех, кто бьет, но и влияние информационной среды, в которой воспитываются наши дети. Компьютерные игры несколько искаженно формируют сознание наших детей. Когда в какой-то игре герои убивают друг друга, у ребенка не создается ощущение, что это что-то конечное. В дальнейшем он переносит действия из игры на реальную жизнь. Я, как человек, как уполномоченный по правам ребенка, не могу относиться спокойно к этой ситуации. Нужно воспитывать в детях сострадание, любовь и уважение к ближним. В противном случае мы получим агрессоров, которые смогут не только побить, но и убить человека.

- Вернемся к истории со школьницами, избившими девочку и снявшими это на телефон. Можно ли в связи с этим случаем утверждать, что дети стали более жестокими?

- Ситуация гораздо трагичней, чем может показаться на первый взгляд. Зачем они вообще такие вещи выкладывают в интернет? Это показатель того, что они считают такое поведение допустимым, и, более того, думают, что такими поступками можно гордиться. Вот, что пугает, вот, что страшно. На таких детей нужно обращать особое внимание, в данном случае следует работать с семьями, в которых растут эти девочки. Родители должны обсуждать с детьми такие вещи, проговаривать, что допустимо, а что нет. Когда стало известно об этом случае, я спросила свою дочь о ее отношении к ситуации. Мы разобрали ее с правовой и нравственной точки зрения. Нужно устанавливать контакт с ребенком, чтобы избежать в дальнейшем подобных ситуаций.

- Как, по-вашему, нужно ли говорить о таких случаях в СМИ?

- Если взять случай, о котором мы говорили, и посмотреть, что получилось в итоге, то мы увидим, что в этой ситуации взрослые сами стали агрессорами. Повсеместно говорилось о том, что надо растерзать тех школьниц, которые били девочку. Получается, что в защиту одних, мы готовы уничтожить других. Некоторые именитые журналисты позволяли себе называть тех девочек "мерзавками", "ничтожествами", предлагали пообрывать им руки-ноги и посадить в тюрьму вместе с родителями. Агрессия порождает агрессию. Нужно принять для себя, что такая проблема есть, искать цивилизованные пути ее решения.

- Почему возле любой школы можно увидеть курящих детей? За любым гаражом - пьющих и нюхающих клей школьников. Что в это время делают правоохранительные органы? Почему возле школ продают алкоголь и сигареты?

- По поводу алкоголя и сигарет - существует запрет на продажу данной продукции несовершеннолетним. Лица, продающие алкоголь, несут за это административную ответственность. Если вы стали свидетелем продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, необходимо передать информацию об этом в правоохранительные органы. Люди должны понимать, что это делать нельзя, таких продавцов нужно наказывать рублем. Чем чаще их будут привлекать к ответственности, тем быстрее они поймут, что продажа спиртных напитков несовершеннолетним недопустима.

- Насколько остра для приморских школ проблема, основанная на конфликтах межнациональной розни?

- Я ни разу не получала ни одного обращения по вопросу о межнациональных отношениях. Наверно, можно сказать, что такой проблемы нет. В детских садах проводятся мероприятия, которые направлены на воспитание уважения к собственной культуре и культуре других народов.

- С 1 сентября введена школьная форма. Были ли на Вашей практике случаи, когда к детям применялись санкции, за то, что они не носят школьную форму?

- Наш краевой закон установил требование - носить школьную форму, учебное заведение само определяет, как эта форма будет выглядеть. Но в данном случае я не наблюдаю жесткости, главное, чтобы общий вид был в рамках приличия, чтобы не было "железок", побрякушек и открытых кофт. Все должно быть в деловом стиле: светлый верх, темный низ.

- Как Вы считаете, может вернуть школьную форму, которая была в Советском союзе?

- Не знаю насколько целесообразно делать форму одинаковой или неодинаковой. Желательно, чтобы дети носили школьную форму, но как показывает практика, не всегда получается заставить учеников носить ее. Если не вдаваться в детали, должен быть деловой стиль одежды, соответствующий обстановке. По большому счету, форма, конечно, дисциплинирует учеников и минимизирует социальные различия.

-Вы лицо не очень публичное, в отличие от того же Павла Астахова, почему? Ведь чем чаще Вы будете выступать на экранах, тем больше детей и родителей будут знать о Вас и Вашей работе.

- В принципе, уполномоченный по правам ребенка - лицо публичное. Другое дело, что уполномоченный по правам ребенка – это человек, деятельность которого мало отражается в СМИ. Моя работа временами достаточно рутинная, я часто выезжаю в детские учреждения, встречаюсь с родителями в дошкольных учреждениях. Есть специальная страница уполномоченного на сайте администрации края, на ней освещаются новости, обновляется информация об изменениях законодательства, а также указаны контактные телефоны. Те, кто хочет познакомиться с моей деятельностью всегда может позвонить по интересующим вопросам, обратиться письменно или прийти на прием, который проходит по четвергам по предварительным записям.

- Какую отметку по 5-бальной шкале Вы бы поставили положению детей в Приморском крае и почему?

- Если бы я сказала, что оценка "5", то можно было бы сворачивать деятельность уполномоченного. Сказать, что плохо – тоже нельзя. Определенные нарушения, конечно, встречаются, о чем говорят обращения граждан, однако органы государственной власти и местного самоуправления проводят достаточный объем работ для защиты прав несовершеннолетних. Поэтому, думаю, что пока можно поставить положению детей в Приморском крае оценку "4".

Источник: primamedia.ru
Количество показов: 6381
расскажите друзьям об этом - Родители в Приморье должны сразу реагировать, если детей обижают в школе — Анна Личковаха
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Скажите, что вы об этом думаете?

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий

 
 
 
 

Лента новостей


Новые сообщения в темах форума


Опрос для посетителей сайта

другие опросы »


Не найдено рубрик для подписки.

Разработка сайта Style.KZ  
Яндекс.Метрика